Условия участия в конкурсе малых городов и исторических поселений станут понятнее
В дни работы 1-й Всероссийской конференции по малым городам и историческим поселениям, состоявшейся в городе Выкса Нижегородской области, корреспондент «Строительной газеты» встретилась с директором департамента городской среды Минстроя РФ Оксаной ДЕМЧЕНКО и попросила рассказать об итогах Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений-2018 и подготовке к конкурсу в следующем году.
«СГ»: Оксана Николаевна, это первый конкурс, и, понятно, что все технические детали еще осмысливаются и организаторами, и участниками. Как вам кажется, насколько сильными были проекты, представленные в этом году?
Оксана Демченко: Могу с уверенностью сказать, что были представлены по-настоящему сильные проекты. Это общий вывод группы экспертов, состоящей как минимум из 25 человек — уважаемых в своей области специалистов, многие из которых приехали сегодня сюда, в Выксу. Конечно, у некоторых проектов были свои шероховатости, которые отмечались экспертами и в ходе экспертизы, и в ходе презентации. Сами разработчики их тоже видят и понимают. Возможно, это вызвано тем, что все же это конкурс идей. Сейчас при подготовке проектной документации эти недочеты, естественно, исправляются и устраняются.
Главная положительная черта, которая отмечалась экспертами, — комплексность. Во всех проектах разработчики старались привести в порядок территорию целиком, начиная с коммуникаций и учитывая такие аспекты, как наличие объектов исторического наследия, архитектурные решения, влияние на экономику, вовлечение граждан на всех этапах работы с проектом. К этому подходу, на наш взгляд, коллег из регионов простимулировала именно методология оценки заявок, которая была задана правительством. И, безусловно, все проекты-победители очень качественные с точки зрения художественного восприятия, эстетики, функциональности — это действительно сильные хорошие проекты.
«СГ»: Когда выбирались победители, не было желания дать денег «финансово слабому» городу?
О.Д.: Нет, этого желания не было. Было желание как-то помочь, дать инструмент, подсказать. Об этом говорилось и на публичных защитах, когда эти проекты представлялись участниками. Если эксперты видели очевидные слабые места проекта, они не только осторожно и деликатно отмечали эти стороны, но и давали рекомендации, чем еще можно было бы усилить проект.
Такого желания не было еще и потому, что один из смыслов этого конкурса как раз и заключался в создании витрины проектов для малых городов и исторических поселений. Если бы у нас было желание дать денег бедным, то мы бы такую задачу не решили. И еще одно: мы хотели поощрить тех, кто может самостоятельно двигаться, не ждет, когда кто-то что-то даст, а придумывает варианты самостоятельного решения таких задач — как вовлекать людей, привлекать крупный и средний бизнес. И конференция нам еще раз показала, что такие примеры существуют. И, скорее всего, эту идеологию конкурса мы будем и дальше поддерживать.
«СГ»: Что касается бизнеса, который должен помочь с софинансированием проектов, он готов к этому?
О.Д.: Я бы не сказала, что он нам что-то должен. Но сам бизнес в этом заинтересован. Особенно малый и средний бизнес — для него важно развиваться гарантированно, то есть работать на обустроенных улицах и иметь поток клиентов. Проекты благоустройства подсказывают точки роста. Во всех проектах есть экономическая составляющая, реализовать которую без участия бизнеса невозможно. Бизнес может помочь, в том числе муниципалитетам, рассчитать экономическую модель — в каком месте, к примеру, поставить сувенирную лавочку или кафе, потому что они на практике знают, как устроены в данном конкретном месте людские потоки, какая должна быть логистика, куда люди пойдут, куда нет. Поэтому бизнес с удовольствием идет в эти проекты. Главное, привлекать его на старте.
«СГ»: Когда мы увидим готовые проекты и будем подводить итоги?
О.Д.: В конце 2019 года. Как я уже говорила, это довольно сложные комплексные проекты, их быстро не сделаешь. С точки зрения подготовки у нас будут промежуточные результаты в конце этого года. Сейчас идет активная стадия проектирования.
«СГ»: Будет ли впоследствии оцениваться экономический эффект?
О.Д.: Безусловно. Оценка экономической эффективности была одним из критериев выбора. Когда участники представляли проекты, они рассказывали какой эффект он принесет и в какой период. Это значит, что при оценке реализации проектов нам нужно будет не только посмотреть элементарные акты сдачи-приемки работ. Также будет проанализировано, какое количество рабочих мест было создано, какие внебюджетные средства привлечены.
Будет оцениваться и такой важный нематериальный эффект, как вовлечение граждан в подготовку и реализацию проекта. Это тоже был один из критериев. Конкурсанты представляли план событийных мероприятий, которые будут происходить в уже обустроенном пространстве. Мы еще на стадии подготовки нацеливали участников заниматься программированием территорий, чтобы было понятно, чем зимой и летом горожане смогут заниматься в новых скверах и парках, какие фестивали, ярмарки и мастер-классы будут там проходить.
«СГ»: Могут ли те проекты, которые не выиграли грант в этом году, повторно участвовать в конкурсе после их доработки?
О.Д.: Да, конечно. Более того, на наш взгляд, — это нужно делать. Проекты были серьезно проработаны, безусловно, такой труд бросать нельзя. Нужно еще раз серьезно просмотреть проект, еще раз задуматься над вопросами, которые задавали эксперты: из них как раз видно, что требует доработки. Напомню, что все защиты размещены на сайте конкурса.
«СГ»: Среди будущих конкурсантов существует мнение, что без именитого архитектурного бюро, и лучше столичного, конкурс не выиграть. Так ли это?
О.Д.: Это не обязательно должно быть именитое или столичное бюро. У нас прекрасные команды работают на местах. Студенты архитектурных вузов с удовольствием в качестве своих дипломных работ делают такие проекты. Например, в Ярославской области очень распространена такая практика. Это тоже специалисты, хотя пока и без диплома. Но они уже со своим взглядом, и что важно, с пониманием местной специфики. В Воронежской области, например, победу в конкурсе одержали два проекта, разработанные как раз студентами. Безусловно, надо привлекать специалистов, но в Москву бежать не стоит. В регионах вполне можно найти этот ресурс.
«СГ»: Будут ли какие-то изменения в правилах проведения следующего конкурса?
О.Д.: Возможно, в правилах будут изменения, сейчас они обсуждаются. Одно из предложений состоит в том, чтобы расширить географию проектов, ограничить в одной категории число заявок. Добавится еще один критерий оценки заявок — комплексная работа совместно с другими проектами, теми, которые реализуются или могут быть реализованы на территории и финансируются из других источников. Муниципалитет может направить максимум усилий на конкретную территорию, чтобы получить от них синергию и максимальный эффект.
С учетом опыта этого года мы уточним формат документов, формат заявки, постараемся сделать ее более структурированной. С методикой оценки еще поработаем с учетом практики и опыта, например, по экономическому эффекту — какой методологией пользоваться, как это просчитывать. И еще одна идея, которая сейчас обсуждается, — сделать отдельную номинацию по реновации исторических территорий городов.
Цитата в тему
Оксана Демченко:
«Главная положительная черта, которая отмечалась экспертами Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений-2018, — комплексность»
Справочно
Главной новостью Всероссийской конференции по малым городам и историческим поселениям «Ревитализация малых городов через вовлечение местного населения в культурные практики» стало объявление очередного конкурса малых городов и исторических поселений 2019 года. Финансирование конкурса будет осуществляться в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», общий объем грантов составит 30 млрд рублей. Муниципалитетам, которые захотят принять участие в конкурсе, необходимо до 1 декабря 2018 года начать сбор предложений от жителей и до 1 апреля 2019 года подать заявки в федеральную комиссию. Победители будут объявлены к 1 июня 2019 года.
Номер публикации: №40 от 12.10.2018