От прошлого — к настоящему: взаимодействие археологов и строителей укрепляет связь времен

От прошлого — к настоящему: взаимодействие археологов и строителей укрепляет связь времен

От прошлого — к настоящему: взаимодействие археологов и строителей укрепляет связь времен Сергей Ведяшкин/ АГН «Москва»
В День археолога 15 августа в Старом английском дворе, расположенном на территории парка «Зарядье», во второй раз открылась выставка «Историческая Москва в находках археологов». В экспозиции выставки широкой публике было впервые продемонстрировано более 100 экспонатов, найденных с 2023 года в Замоскворечье, Огородной Слободе, Китайгородском проезде и Романовом переулке, на Никольской и Большой Татарской улицах. В их числе предметы личного благочестия, обнаруженные на Чижевском подворье испанские амфоры, фрагменты китайского фарфора. Многие из представленных на выставке уникальных археологических артефактов не только рассказывают о быте горожан разных времен, но и имеют самое прямое отношение к архитектуре и строительству.

Вишенка на торте

Кондрашёв IMG_5363.gif

О том, что сейчас происходит на раскопках, обстоятельно рассказал на предшествовавшей выставке пресс-конференции первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев. По его словам, в этом году московские археологи работают на 200 площадках. Причем в раскопках принимают участие не только археологи, но и чертежники, художники, реставраторы и землекопы. С начала года сделано уже свыше 87 тыс. находок, представляющих собой в основном фрагменты изделий из керамики, металла и стекла, но есть среди них и более 8 тыс. индивидуальных артефактов. Каждую находку надо отмыть, законсервировать и внести в опись, чтобы археолог мог, осмысливая этот материал, работать с ним. Более 1,5 тыс. найденных в этом году находок уже отреставрировано, и еще около 500 артефактов находятся в реставрации.

Чтобы вся эта огромная информация не пропала, археолог, согласно законодательству, имеет возможность исследовать свои артефакты в течение трех лет, а потом они должны быть переданы в музеи. По словам Леонида Кондрашева, в этом году в музеи передано уже около 5 тыс. находок, в прошлом году — около 10 тыс.

Но хотя археологические исследования очень кропотливые, некоторые находки исследуются гораздо быстрее установленного законом срока. Отсюда и появившаяся в Москве практика — оперативно знакомить горожан с результатами недавних раскопок. Именно такие «свежие», наиболее интересные находки, еще не экспонировавшиеся в музеях, Леонид Кондрашев пригласил осмотреть на выставке, приуроченной к Дню археолога.

Новая история

Обратившийся к участникам церемонии открытия выставки с приветственным словом заместитель председателя Московской городской Думы (МГД) Степан Орлов обратил их внимание на то, что выставка открылась в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030». При этом, по мнению депутата МГД, никакого несоответствия между будущим и археологией нет, потому что Москва — это исторический город, и история и археология для его жителей — это не только пыльные экспонаты, находящиеся где-то в запасниках музеев, а фундамент, на котором строится дальнейшее развитие столицы. Перед началом каждого строительного проекта, в том числе связанного с масштабным благоустройством, на место его реализации приходят археологи, и каждый месяц богатая на древности и сюрпризы московская земля дарит им свои подарки, которые иногда становятся открытиями или ложатся в основу новых монографий и учебников истории.

Со всей серьезностью подошел к осмыслению феномена московской археологии заведующий отделом археологии Московской Руси Российской академии наук, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Леонид Беляев. Он отметил, что в Москве действительно очень много древностей, но все они сравнительно позднего времени и относятся к национальному периоду российской истории, когда сформировалось и существовало Московское государство, затем Российская империя. Эти древности во множестве разбросаны у нас под ногами, и прелесть московской археологии в том, что копать здесь глубоко не нужно: мы все, что называется, ходим по своим древностям.

Поэтому призвание археологии Москвы, по мнению Леонида Беляева, состоит в том, чтобы ответить на вопрос: Москва — это флуктуация, случайность или что-то бесконечно органичное, и ни в каком другом месте не могло произойти того, что произошло здесь? Таким образом, по мнению ученого, при всей поверхностности московского материала, его сравнительной молодости и легкодоступности, у него очень глубокие корни и глубокий смысл. Добыть этот смысл, найдя какой-то предмет или даже серию предметов, конечно, невозможно. И все-таки маленькие предметы, в том числе и представленные на выставке, позволяют говорить о Большой Москве. Обращаясь к участникам церемонии открытия выставки, Леонид Беляев сказал, что все они сегодня — зрители картины археологической Москвы. И от них самих будет в значительной степени зависеть то, какие впечатления, мысли и соображения они унесут с этой выставки.

Начать от печки

Среди экспонатов, между тем, представлено немало находок, свидетельствующих о применявшихся в древности строительных материалах и изделиях. Например, внимание посетителей привлекает S-образная черепица, использовавшаяся для устройства кровли в конце XVIII — XIX веках. Но особенно большой материал для размышлений дают несколько печных изразцов XVII-XVIII веков. В их числе гладкие расписные печные изразцы, сюжеты для которых взяты из сборника, впервые напечатанного в Амстердаме по заказу Петра I.

Рассказывая о фрагментах изразцов, Леонид Кондрашев напомнил, что зимой наши предки старались не только согреться у домашнего очага, но стремились еще и к тому, чтобы благодаря печке в доме было уютно и красиво. В те времена, когда печка была главной частью дома, ее старались украшать, используя различные технологии. Вначале применялось прозрачное покрытие типа стекла, глазури, потом непрозрачное — эмаль. На следующем этапе, когда изразцы стали гладкими, на них изображались различные картинки, каждая из которых представляла собой некий поучительный символ. И в беседах с детьми, когда было холодно и из дома выходить не хотелось, эти расписные изразцы с поучительными картинками использовались, по мнению Леонида Кондрашева, как учебник жизни. «Это косвенный, конечно, вклад в психологический образ москвичей. Но тем не менее мы по этим картинкам видим, что для людей было важно, что они старались донести до своих детей», — считает главный археолог Москвы. И в этом с ним нельзя не согласиться. Например, по сюжетам на фрагментах найденных в Замоскворечье лицевых гладких расписных изразцов можно в какой-то степени судить о нравственности москвичей XVIII века.

Леонид Кондрашев еще много рассказал о датировке изразцов в зависимости от их цвета. За всем этим многоцветьем вырисовывается совсем другая, непривычно яркая Москва, ныне утраченная. Как бы хотелось возродить ее в современной архитектуре и дизайне!

Незабываемый романтизм

О неразрывной связи археологии и архитектуры на выставке напоминало и то обстоятельство, что она организована в Старом английском дворе, который был реконструирован во многом благодаря усилиям архитектора-реставратора Петра Барановского (1892-1984 годы). Рассказывая о нем, Леонид Кондрашев отметил, что Пётр Дмитриевич был ярким представителем так называемой стилистической или, как ее еще иногда называют, романтической реставрации. На нынешнем этапе возобладал археологический метод реставрации, когда исследователь должен определить все детали, а реставратор — максимально сохранить подлинные элементы. Другими словами, эти элементы сначала надо найти и определить их назначение, а потом сохранить их в здании. Но сейчас опять практикуется стилистическая реставрация, хотя возвращение к ней пока что остается предметом жарких дискуссий.

Леонид Кондрашев, что называется, снимает шляпу перед Петром Барановским, потому что тот был боец и борец за памятники. Нынешнему поколению археологов и реставраторов работать гораздо проще, чем ему, потому что они опираются на солидную законодательную базу. С другой стороны, нашим современникам работать труднее, потому что сейчас им приходится учитывать гораздо больше факторов, и все в реставрации и археологии должно иметь доказательную базу. «Наука идет вперед. Мы пока не являемся адептами романтики. Это строители — романтики», — пошутил напоследок главный археолог Москвы.

Степан ОРЛОВ, заместитель председателя Московской городской Думы:

Степан ОРЛОВ, заместитель председателя Московской городской Думы.gif

«История Москвы сопоставима с историей целых стран, целых континентов. Я могу сказать, что еще многие годы и десятилетия, а может быть, даже века в Москве будет чем заняться археологам»