
Реновация, освоение бывших промзон, создание многофункциональных кварталов — эти инструменты стали для современной Москвы ключом к решению одной из главных задач: совместить интенсивное развитие мегаполиса с повышением комфорта его жителей. Ответ заключается в комплексном подходе, при котором каждый новый проект рассматривается не как изолированный объект, а как часть будущей городской среды, обязанной иметь развитую социальную, транспортную и досуговую инфраструктуры. О том, как этот принцип работает на практике, какие градостроительные подходы сегодня применяют в столице и как они меняют жизнь москвичей, в преддверии Дня города «Стройгазете» рассказала председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Юлиана КНЯЖЕВСКАЯ.
Юлиана Владимировна, Москва одной из первых в стране заговорила о полицентричности. Как это меняет город?
Современная Москва, наполненная разнообразной инфраструктурой и логично организованными кварталами, меняет правила взаимодействия людей и формирует новую городскую идентичность. Полицентричный подход — это не только создание новых жилых, деловых и промышленных районов; это изменение восприятия территорий в целом: комфортное пространство становится безопасным, функциональным и доступным для всех. Суть метода в том, что все территории города имеют определенное значение и должны в равной степени развиваться, будь то неэффективно эксплуатируемые промышленные пространства, набережные или реновационные кварталы, — все для нас важно.
Мы часто слышим фразу «Москва меняется» — это не просто фигура речи. Столица сегодня и 20 лет назад — два разных города. Если вы давно не были в каком-то районе, где выросли или учились, съездите и лично убедитесь в том, как он изменился. Там наверняка уже появились новые скверы, торговые и рекреационные центры, а быть может, и новые транспортные маршруты.
По какому принципу сегодня реализуется концепция «15-минутного города»?
Концепция «15-минутного города» проста: обеспечить жителям все необходимое в шаговой доступности. Обязательные требования к новым кварталам — детские сады, школы, поликлиники, магазины рядом с домом, а также рабочие места. Такая стратегия поддерживает малый и средний бизнес, сокращает «маятниковую» миграцию и делает город более устойчивым с социально-экономической точки зрения.
К уже застроенным территориям подход несколько иной: для формирования инфраструктурных объектов используются существующие капитальные объекты или рассматриваются земельные участки под строительство новых, согласно потребностям и спросу населения.
Важно при утверждении как проектов с нуля, так и реконструируемых зданий предусматривать наличие социальной, коммерческой и культурно-досуговой инфраструктур. Особый фокус мы делаем на развитии транспортной системы, поэтому продолжаем разрабатывать проекты по продлению линий метрополитена, расширению улично-дорожной сети, интеграции железных дорог в единую систему городского транспорта. Город человекоорентированный — это должно находить отражение в каждом новом проекте.
Жилье остается главным продуктом девелоперов, но без «нежилья» город не может. Какие нежилые проекты сейчас в приоритете у столицы?
Мы смотрим на задачи комплексно: жилье — лишь часть уравнения. Чтобы район «жил», ему нужны рабочие места, социальные объекты и общественные пространства. В приоритете — многофункциональные комплексы, где жилые кварталы соседствуют с офисами, технопарками, образовательными учреждениями и парками.
Первоочередное внимание уделяется перспективным центрам экономической активности у крупных транспортных узлов (станций метро, МЦК, МЦД). Они станут точками притяжения не только для соседних районов, но и для города в целом, создавая десятки тысяч рабочих мест и разгружая исторический центр.
Появление таких центров дает москвичам доступ к крупным деловым и научно-технологическим кластерам недалеко от дома. Помимо «Москвы-Сити», мы формируем и другие. Например, проект реорганизации бывшей промышленной зоны в новый деловой центр «Южный порт» — место, где сконцентрируются высокотехнологичные предприятия и продуманная жилая застройка со всей необходимой инфраструктурой.
Вписывается ли программа реновации в полицентричную модель? Меняет ли она районы не только через новое жилье, но и через создание локальных центров притяжения?
Реновация — это ведь не только переселение из старого жилья в новые дома, а глубокая трансформация городской среды. Мы сознательно уходим от бессистемной точечной застройки и формируем кварталы с богатым социальным и коммерческим наполнением. Все объекты по программе проектируются как полицентричные: новые дома появляются одновременно с детскими садами, школами, поликлиниками, парками и спортивными площадками. Так возникают полнофункциональные локальные центры притяжения, где люди могут жить, работать и отдыхать, сокращая время на дорогу.
Какие уроки Москва извлекла из моноцентричной эпохи? Например, как исправляют дисбаланс в районах, где раньше строили только жилье без инфраструктуры?
Опыт моноцентричного развития показал очевидное: если район строить только как жилой, он обречен на зависимость от центра и дефицит инфраструктуры. Мы исправляем этот дисбаланс комплексным подходом: в сложившихся районах, где планируются новые городские или инвестиционные проекты, закладываются социальные объекты с учетом потребностей прилегающих к застройке жилых массивов — школы, детские сады, поликлиники и культурно-досуговые центры. На первых этажах новых домов размещают предприятия социально-бытового назначения, рядом формируют парки и скверы с зонами для занятий спортом. В наполнении и развитии территорий особенно активно задействуем бывшие промышленные зоны — там возводят технопарки, бизнес-центры и арт-кластеры, создающие рабочие места рядом с домом.
Если представить Москву через 10 лет — каким должен быть «идеальный» полицентричный район? Какие элементы (транспорт, соцобъекты, благоустройство) критичны для его успеха?
Идеальный полицентричный район будущего — это территория, где все важные функции находятся в пешей или велодоступности. У каждого района есть свое «сердце» — площадь, парк или культурный центр; вокруг него концентрируется деловая, образовательная, торговая и рекреационная инфраструктура.
Я бы выделила четыре ключевых элемента успешного района. Прежде всего это транспортная доступность. Для нас очень важно обеспечить жителям города максимально близкие станции метро, МЦК и МЦД, которые должны быть соединены удобной сетью наземного общественного транспорта и безопасными велои пешеходными маршрутами, — это один из главных запросов москвичей. На втором месте — социальная инфраструктура: детские сады, школы, поликлиники и спортивные сооружения в шаговой доступности. Третий ключевой элемент — благоустройство: все хотят жить рядом с парками, скверами, набережными, иметь поблизости спортивные площадки и зоны отдыха с кафе и верандами. Ну и наконец, архитектурная среда: эстетика городского пространства — абсолютное требование времени. Разнообразие фасадов без монотонности и продуманные дворовые пространства дарят жителям чувство уюта и гордости за свой район.
Что из московского опыта последних лет, с вашей точки зрения, «обязательно к применению» в других крупных городах? И что бы вы назвали главными достижениями столичных строителей за последний год?
Ценность московского опыта в том, что нам удалось соединить масштабные градостроительные проекты с повышением комфорта повседневной жизни горожан. Универсальные подходы, такие как концепция «15-минутного города» и полицентричность, помогают сократить «маятниковую» миграцию, оживить окраины, снизить нагрузку на транспорт и укрепить локальную экономику. Это технологии, которые можно применять и в других мегаполисах.
Важное достижение — качественное развитие городских вокзалов. Сегодня многие из них уже не просто узлы пересадки, а полноценные общественные центры с развитой инфраструктурой — магазинами, кафе, зонами ожидания и другими сервисами. Превращение транспортных узлов в комфортные общественные пространства — пример, который стоит перенимать любым городам.
Номер публикации: №33 12.09.2025