Огни большого города

Огни большого города
Мультимедийные решения в современных мегаполисах повсюду: от центральных площадей до автобусных остановок. Для проектировщика общественных пространств мультимедиа становится эффективным инструментом, помогающим выиграть битву за внимание граждан, создать популярную точку притяжения для местных жителей, привлечь туристов. Технологии позволяют в удобном и наглядном виде выстраивать диалог с детьми и взрослыми, рассказывать истории, вовлекать, провоцировать на эмоциональный отклик.

Генеральный продюсер компании Visuals, в портфолио которой более 200 новаторских мультимедийных проектов по всему миру, Михаил Лыков рассказал «Стройгазете», какие задачи можно решить с помощью мультимедиа и что важно учесть, если вы решили включить мультимедиа в проект по благоустройству.

Генеральный продюсер компании Visuals Михаил Лыков 

Современные аудио-визуальные технологии позволяют вдохнуть жизнь в статичный объект или скучное пространство, сделать его ярким, интерактивным и привлекательным. Благодаря мультимедиа городской фонтан становится уже не просто фонтаном, а масштабным динамичным шоу со световыми эффектами, музыкой и сюжетом. Фасад здания превращается в огромный проекционный экран, изображение которого меняется в зависимости от времени суток и сезона, а возможно, и от того, кто сейчас на него смотрит.


Мультимедийные проекты оказывают влияние сразу на несколько каналов восприятия с помощью видео, аудио и текста. Они способны реализовать самые смелые замыслы, воплотить в жизнь то, что нельзя создать из привычных строительных материалов. С помощью мультимедийных технологий стало возможным доносить до аудитории объемные и сложные для восприятия темы, рассказывать «историю места», помогать ориентироваться в городском пространстве. Они призваны решить задачи, стоящие перед общественными пространствами — имиджевые, информационные, образовательные, развлекательные, навигационные и др. — на качественно новом уровне.

Именно поэтому сегодня город активно инвестирует в мультимедиа, примеры тому — модернизация павильонов на ВДНХ, исторический парк «Россия — Моя история», музей истории чиновничества (павильон №71). Проекты, имеющие мультимедийную составляющую, более выгодно смотрятся на уровне тендерных и конкурсных заявок.

На улицах города форматы мультимедийных проектов представлены в огромном разнообразии: в виде арт-объектов и павильонов, «умной» подсветки и мультимедиа-поверхностей, информационных табло и терминалов.


На что обратить внимание генеральному проектировщику общественных пространств при работе с мультимедиа.

Предлагаю чек-лист, в основе которого лежит как опыт удачных проектов, так и ошибки, характерные для работы заказчиков с мультимедиа:

Учесть мультимедийную часть уже на начальном этапе технической проработки проекта. Это поможет не только сэкономить, но и соблюсти все необходимые для реализации замысла требования (энергопотребление, вентиляция и кондиционирование, защита от влаги, точки подвеса и размещения оборудования, подведения электроэнергии, технологические шахты обслуживания).


Как можно раньше продумать базовый сценарий работы мультимедиа. Важно понимать, как, когда и где будет функционировать проект. Какие-то технологии лучше работают в темное время суток или же, наоборот, днем, одни могут эксплуатироваться в любую погоду, другие — боятся дождя или снега.

Определить целевую аудиторию и в соответствии с этим создавать сценарий работы мультимедиа. Здесь могут сыграть роль не только демографические данные посетителей вашего общественного пространства, но и их средний рост, сценарии поведения, уровень образования, широта кругозора и другие факторы.

Погрузиться в мир мультимедиа, чтобы говорить с подрядчиком на одном языке. Ознакомьтесь со спектром доступных технологий и их использованием. Мировые лидеры в этом отношении — Сингапур и Япония с их мультимедиа-парками, гигантскими медиа-фасадами, светодиодными экранами, проекционными технологиями и генеративной графикой на улицах города.


Не забыть про мультимедиа при первичной оценке стоимости проекта. Обращаясь в компании, лучше всего сразу обозначить бюджет, ведь в зависимости от поставленных задач реализация может стоить и 10, и 100 миллионов. Не стоит думать, что мультимедиа — это всегда очень дорого, но выкроить на нее деньги за счет других расходных статей или получить дополнительное финансирование не всегда получится.

При детализации бюджета на мультимедиа использовать схему 10/40/50, где 10% бюджета уйдет на креативную концепцию, 40% — на контент и 50% — на оборудование и реализацию. Только так вы сможете создать действительно эффективный проект, который будет иметь wow-эффект.

Оценить качество креативного решения, которое вам предложит подрядчик, вам поможет список главных мировых тенденций в области мультимедиа, не менее актуальных и при проектировании современных городских пространств в России.

Иммерсивность.

Мультимедиа стремится создать эффект погружения зрителя в созданную для него реальность. Видеопроекции, экраны и инсталляции оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя, стирая грань между реальностью и виртуальностью. Один из потрясающих примеров — иммерсивные парки в Японии, где посетителям предлагается путешествие в фантастический мир с реальными героями.

Персонализация.

Контент мультимедийного проекта автоматически адаптируется под зрителя, или же его можно настроить «под себя». Например, по NFC-метке мультимедийный объект считывает пол, возраст и язык каждого конкретного посетителя и автоматически адаптирует под него контент.

Интерактивность.

С мультимедийным проектом можно взаимодействовать! В отличие от иммерсивности, здесь подчеркивается активная роль зрителя. Он может влиять, менять и задавать сценарии развития диалога. Так, на новогодних стеллах компании Visuals москвичи могли запустить поздравление с праздником, фейерверк или тематический контент со своего смартфона.

Образование.

Узнать новое, увидеть своими глазами недосягаемое, проследить за ходом истории – все это становится возможным вместе с новыми технологиями. Информация передаются непосредственно при проживании мультимедийного опыта, без скучных учебников, длинных статей и домашних заданий. Примеров можно привести множество, один из них — проекционное шоу (видео-мэппинг) на фасаде исторического знания, рассказывающее о событиях прошлого или же демонстрирующее шедевры искусства и архитектуры.

Порой среди заказчиков и исполнителей идет гонка за самыми новейшими технологиями и самым дорогим и современным оборудованием просто ради самих новейших технологий и оборудования, и в этой гонке упускается главное — смысл и польза мультимедийной инсталляции для конечного потребителя. А ведь это — возможность получить свежие впечатления и пережить принципиально новый опыт, который недоступен в повседневной жизни.

Современные технологии позволяют выстроить прямой диалог с горожанами и туристами, удивить, поразить и вовлечь их в спроектированную реальность. Мультимедиа активно завоевывают городскую среду, становится строительным материалом для создания интерактивного и комфортного пространства.