Обновленный император

В Санкт-Петербурге приступают к реставрации памятника Николаю I

В Северной столице завершено обследование памятника Николаю I на Исаакиевской площади. По словам главы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Сергея Макарова, двухлетняя подготовительная работа окончена, и теперь эксперты точно знают, как устроен монумент. На днях городские власти объявят конкурсные процедуры на проведение реставрационных работ, старт которых намечен на конец весны. На восстановление одного из символов Петербурга, затянутого в строительные леса с 2018 года, только в этом году будет выделено 116,4 млн рублей. Еще около 50 млн рублей заложено в бюджет на следующий год.

В последний раз бронзового императора реставрировали сорок лет назад, а если учесть петербургский климат, транспортные потоки на Исаакиевской площади и возраст монумента, которому в прошлом году исполнилось 160 лет, то специалисты предполагали, что его состояние могло быть критическим. А потому к обследованию памятника подошли с особой тщательностью. Впрочем, по утверждению экспертов, реставрация началась с чуда. Специалисты были уверены, что по этому сооружению не сохранилось никаких исторических материалов, пока случайно не узнали, что архитектор Сергей Чобан на аукционе The Cristie’s купил бесценный артефакт — чемодан с подлинными чертежами возводившего памятник Огюста Монферрана. До этого никто не понимал, как крепится скульптура к постаменту и как рассчитан центр тяжести.

Помимо исторических чертежей, естественно, были использованы и современные способы диагностики. По словам главного архитектора проекта Глеба Чусовитина, в течение двух лет специалистами проводилось радиолокационное, геодезическое и ультразвуковое обследование, а также зондирование и капиллярная дефектоскопия. В итоге выяснилось, что конная статуя является единым целым с постаментом (плинтом). Железный каркас, усиливающий соединение задних ног коня с плинтом, был заложен скульптором Петром Клодтом при отливке. Выяснилось также, что чертежи Монферрана отличаются от оригинала — архитектор нарисовал два металлических тяжа, которые идут внутрь памятника из двух задних ног коня. И до этого считалось, что у этого памятника две точки опоры. А на самом деле оказалось, что шестиметровая конная статуя фиксируется за счет четырех металлических тяжей, уходящих вглубь пьедестала.

Обследование также показало, что в самом плохом, аварийном, состоянии находится постамент. У него многочисленные сквозные трещины раскрытием до 30 мм. По мнению экспертов, это может быть и исторический брак. Основание могло треснуть еще при отливке из-за перепада температур. Также выяснилось, что бронза на левой ноге коня отжата от каркаса продуктами коррозии черного металла. Как напомнил директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев, заделкой трещин на ногах лошадей занимались реставраторы в 80-е годы прошлого века. По его словам, Ижорские заводы выделили для обследования скульптуры уникальное по тем временам оборудование, которое использовалось для проверки атомных реакторов. «По распоряжению Ленгорисполкома в одну из ночей площадь была закрыта, обложена щитами вблизи памятника, чтобы не было радиации. Было проведено обследование и облучение памятника, в первую очередь — задних ног, где были выявлены все трещины. Тогда было решено, что трещины не угрожают памятнику, и в ходе реставрации они были зачеканены», — говорит он. Теперь заделка трещин будет проводиться самыми современными и совершенными методами.

Реставрация памятника Николаю I начнется в мае этого года и будет разделена на два этапа — сначала проведут работы, связанные с конной статуей и ее постаментом. Также будет демонтирован ряд бронзовых элементов и барельефов. Их отвезут на реставрацию в мастерские. После этого пройдет переборка гранитного тротуара с ремонтом электрических сетей для подсветки памятника. Завершится реставрация установкой ограды и фонарей. В обновленном виде монумент предстанет в 2022 году.

Более 20 тонн бронзы ушло на производство памятника Николаю I, созданного в 1859 году по проекту архитектора Огюста Монферрана при участии скульптора Петра Клодта. Затраты составили 753 тысячи рублей серебром


Теги: