В Москве обсудили особенности создания комфортной среды
Заменит ли кашеринг частный транспорт? Должна ли обеспеченность парковочными местами быть социальной нормой? Нужны ли городу, где зима длится почти полгода, «зеленые» крыши? Может ли школа открыть двери спортивных и актовых залов жителям микрорайона? Эти и другие вопросы, связанные с формированием комфортной городской среды, стали темами обсуждения на конференции Москомархитектуры «Комфортный город. Новые вызовы», состоявшейся в Центре дизайна Artplay.
Грамотный подход к планированию городской среды и создание новых функций привычных объектов позволят максимально эффективно использовать пространство и инфраструктуру Москвы. В частности, в современном городе жителям спальных районов необходимы центры общественного притяжения, роль которых могут сыграть школы. Об этом говорили спикеры первой сессии «Формирование комфортной городской среды в условиях плотной сложившейся застройки».
Ирина Ильичева, депутат Московской городской Думы, директор школы № 1409, отметила, что сегодня большая работа ведется для того, чтобы каждая школа строилась по индивидуальному проекту и органично вливалась в застройку жилых районов. «Школы, как правило, располагаются внутри жилого массива, но огорожены забором. Основная задача – включить школы в городскую среду, – рассказал Антон Надточий, архитектор, генеральный директор АБ «Атриум». – Мы занимались проектированием школы в ЖК «Символ». Здание школы расположено таким образом, что фасад обращен в сторону парка и пешеходной зоны. Проектом предусмотрено, что входы в спортзал, актовый зал, библиотеку расположены со стороны улицы, существует сценарий, при котором эти помещения могут использоваться и жителями микрорайона».
Оживленное обсуждение на конференции вызвал один из самых больных вопросов для москвичей – парковки и пробки. Международный опыт показывает, что одно только увеличение дорожных полос не спасает ситуацию: чем комфортнее система транспорта, тем больше людей хотят ее использовать. «Существует три тренда развития транспорта: электротранспорт, беспилотный транспорт и использование одного автомобиля несколькими людьми – соседями, знакомыми, коллегами, – рассказала Мария Роженко, доцент ВШУ имени А.А. Высоковского. – Мы сейчас занимаемся исследованием того, как совместное использование одного автомобиля скажется на транспортной ситуации в городе».
Еще одним вопросом, вызвавшим активное обсуждение на сессии «Формирование комфортной городской среды в условиях плотной сложившейся застройки», стало озеленение крыш. «На одной из последних международных конференций по ландшафтным технологиям коллеги из Германии рассказали, что в ряде немецких городов наличие эксплуатируемой зеленой кровля является обязательным условием при строительстве нового здания, – рассказала Татьяна Гук, заместитель председателя Москомархитектуры. – Также в Германии существует субсидирование (от 18 до 26 евро на кв.м) строительства зеленых крыш».
Отдельная сессия конференции была посвящена теме добрососедства. Создание комьюнити соседей по жилому комплексу сегодня становится очень актуальной. «Если сравнить сегодняшнюю ситуацию и ситуацию 10-летней давности, нет сомнения, что тематика добрососедства, создания комьюнити жильцов, влияния людей на те или иные проблемы сегодня несопоставимо больше, – отметил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы. – То, что делает город сегодня – проведение публичных слушаний, обсуждений важных проблем, программа «Активный гражданин» – пробуждает в людях понимание, что существует реальная возможность повлиять на общественную жизнь, ощущение сопричастности к городским процессам. Власти выгодно контактировать с сообществом, несмотря на то, что диалоги могут быть не совсем приятными. В ходе обсуждения тех или иных проблем часто рождаются интересные проекты».
Также в рамках конференции были представлены результаты исследования «Развитие евразийских городов». «Города повторяют судьбу страны, как кольца на дереве. Приступая к исследованию, мы ставили цель понять, как жизнь страны меняет жизнь отдельных городов, что заставляет города расширяться, а что – «сжиматься»? – сказала Елена Попова, руководитель отдела генеральных планов RTDA. Как отметил Филипп Мойзер, архитектор, основатель издательства «DOM Publishers», анализ типологии евразийского города на фоне исторического развития поможет выявить ключевые параметры, влияющие на жизнь современных городов.