Новая жизнь Гердауэна

gov39.ru
В Калининградской области реализуют проект реновации целого поселка

В этом году в поселке Железнодорожном (Калининградская область) завершается масштабный проект по комплексному благоустройству. Тридцать три здания, четыре из которых являются объектами культурного наследия, преобразились и стали выглядеть, как на красивых старинных открытках.

Как отмечают знатоки местной истории, облик городка, который до войны назывался Гердауэн, возник не в процессе естественного развития, а в результате усилий архитектора Хайнца Штоффрегена. «До 1914 года облик Гердауэна был совсем другим, — пишет Иван Заболотнов из миссии «Сердце города». — Это был аляповатый сельский классицизм, ничем особо не примечательный, в котором терялись фрагменты более ранней городской ткани, как и везде в Восточной Пруссии. Однако, когда после первой мировой войны разрушенные области поделили на 24 восстановительных района, то в каждый из них прислали архитектора, отвечающего за свой участок. В Гердауэн попал Хайнц Штоффреген из Бремена, и он отнесся к своей задаче с огромной ответственностью и одновременно творческой смелостью».

Как утверждает исследователь Нильс Ашенбек, архитектор не был сторонником проектирования современных зданий и ориентировался на средневековый образ Германии. Штоффреген создавал не отдельные здания, он конструировал город целиком, как законченный архитектурный ансамбль. Что он сделал? Во-первых, убрал классицистический декор с пострадавших во время войны зданий. Во-вторых, выделил самые ранние и интересные архитектурные формы (мансарды, эркеры, каменные цоколи, деревянные слуховые окна) и использовал их в более новых домах, выровнял этажность.

К счастью, Гердауэн не повторил судьбу Кенигсберга и других восточно-прусских городов, сильно пострадавших от бомбардировок союзников и в ходе боев. Поэтому получивший после войны новое имя городок оставался привлекательным местом для туристов. Однако в течение долгого времени мало что делалось для того чтобы сохранить его уникальный облик. Теперь Железнодороный-Гердауэн преобразился. Все жилые дома, расположенные в центре, приведены в порядок. Для каждого объекта был разработан свой проект с эскизами, который согласовали с жителями. По рекомендациям архитектурного сообщества региона максимально сохранены исторические элементы зданий. Их оригинальный облик подчеркнули с помощью керамической черепицы, осветительных приборов, старинных дверей. Нанесение штукатурного слоя выполнено различными техниками, что делает каждый дом непохожим друг на друга. Ряд зданий украсили ставни, выполненные из ценных пород деревьев. Петли и крепежные элементы для них выполнили по спецзаказу в кузницах.

В областном правительстве считают, что проект по благоустройству привлечет в Железнодорожный больше туристов, будет способствовать развитию бизнеса и созданию новых рабочих мест. Ведь после закрытия в 90-х пивоваренного завода работать в городке стало особенно негде, и многие жители перебрались в областной центр.

«Развитие Правдинского округа идет в основном сельхозпутем, но хотелось создать еще одну точку, которая дала бы возможность развиваться малому бизнесу, — сказал корреспонденту «Стройгазеты» губернатор области Антон Алиханов. — Хочется, чтобы здесь появилась инфраструктура для обслуживания турпотока, а жители Железнодорожного получили бы возможность зарабатывать». Глава региона также отметил, что капремонт жилых домов — это первый этап ревитализации Железнодорожного. В этом году здесь продолжится реконструкция сетей водоснабжения, ремонт тротуаров и дорог, в том числе тех, что вымощены брусчаткой. Запланировано оборудование парковок для автомобилей и туристических автобусов, благоустройство центральной площади. Помимо этого, ведутся работы по газификации жилых домов и переводу котельных на голубое топливо. Для небольшого поселения, где проживает, по официальным данным, менее 2700 человек, а на самом деле гораздо меньше, это колоссальные и невиданные перемены, которые дарят надежду на лучшую жизнь.

Справочно:

Общая площадь зданий, подвергшихся капитальному ремонту, составила более 7,8 тыс. кв. м. Стоимость проведенных работ — свыше 156 млн рублей.