КРТ, экология, транспорт: из чего формируется благоприятная среда мегаполиса

КРТ, экология, транспорт: из чего формируется благоприятная среда мегаполиса

КРТ, экология, транспорт: из чего формируется благоприятная среда мегаполиса urbanru.ru
Качество городской среды в последние годы стало одним из приоритетов российской урбанистики. Показателями качества служат комфорт горожан, развитие транспортной системы, а также поиск экологического равновесия в мегаполисах. Эти и другие актуальные вопросы обсудили проектировщики, урбанисты, социологи, девелоперы и экологи в рамках недавно прошедшей в Москве конференции «Поступательное развитие в градостроительстве: точки роста отрасли».

КРТ спешит на помощь

Одним из ключевых инструментов создания и развития комфортной городской среды в городах в отечественном градостроении стал механизм комплексного развития территорий (КРТ). Эти проекты позволяют решать такие вопросы, как расселение ветхого и аварийного жилья, создание коммунальной инфраструктуры, строительство социальных объектов. Тон дискуссии задала директор департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и ЖКХ РФ Мария Синичич. Она подтвердила тезис, что проекты КРТ отвечают задачам формирования комфортной городской среды и повышения качества жизни россиян. «Сегодня в рамках таких проектов строятся не только жилье, но и вся необходимая социальная инфраструктура и даже транспортные объекты. Это позволяет вернуть «выключенные» из активной городской жизни территории и создать на их месте полноценную городскую ткань с различными сценариями жизни», — пояснила она.

Вместе с тем, эксперты обратили внимание участников дискуссии на существующие сегодня сложности реализации проектов КРТ. Так, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова рассказала о нескольких аспектах проблем, с которыми сталкиваются девелоперы: «Можно говорить об отсутствии прозрачности критериев включения земельного участка в зону КРТ, а также понимания сроков разработки документации и реализации проекта. Помимо этого, не до конца урегулированным остается вопрос взаимоотношения собственников отдельных участков территорий, попадающих в проект», — отметила она.

О сложностях работы рядом с санитарнозащитными зонами в городах рассказал исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. Сегодня в стране нет единой доступной для всех заинтересованных лиц базы документов, на основании которых установлены санитарно-защитные зоны, что затрудняет реализацию градостроительных проектов. Более того, обозначенные расчетные зоны, утвержденные еще во времена СССР, действуют до конца 2026 года. «Для развития рынка недвижимости важно обеспечить длительный горизонт планирования, особенно в проектах КРТ. Значит, необходимо запретить установление без согласия правообладателя новых зон после принятия решения о КРТ. Мы предлагаем субъектам федерации взять на себя расходы и обязательства по постановке санитарно-защитных зон на кадастровый учет», — отметил Владислав Преображенский.

Движение — жизнь

Советник директора ГБУ «ГлавАПУ» Максим Гурвич подчеркнул, что столица в последние годы уделяет серьезное внимание развитию транспортной инфраструктуры: город расширяет сеть метро, железных и автомобильных дорог, благодаря этому улучшается транспортная доступность десятков городских районов. «При этом Москва завершила этап реализации крупных транспортных коридоров агломерационного масштаба, сейчас предстоит работа по уплотнению дорожной сети и формированию новых районных связей. Это большая и сложная работа, но именно эти локальные дороги обеспечат ежедневный комфорт москвичей», — уточнил эксперт.

В свою очередь, председатель правления Московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков также подтвердил актуальность для мегаполиса вопросов транспортного развития: «Исследования показывают, что порядка 43% горожан озабочены нехваткой парковочных мест и гаражей во дворах, а около трети — проблемой дорожных пробок. Это важный индикатор, на который властям стоит обратить внимание».

В унисон с утверждениями специалистов звучат и мнения жителей: при ответе на вопрос, какие объекты нужны Москве для повышения комфорта жизни, 38% опрошенных назвали дороги и развязки, 21% — станции метро, 20% — транспортно-пересадочные узлы.

Надо заметить, разговор о строительстве транспортно-пересадочных узлов стал важной частью дискуссии. Участники конференции отметили, что именно транспортные хабы играют особую роль в формировании облика комфортного и современного города. «Конечной целью при реализации транспортных хабов, кроме удобной пересадки, является также формирование организованной сбалансированной застройки, учитывающей транспортное ядро. Такие хабы создают комфортные территории для пассажиров и пешеходов вблизи новых станций», — подчеркнул заместитель директора АО «СЗ «УЭЗ» Евгений Лобурь.

Продолжая дискуссию, управляющий партнер компании Prime Life Development Денис Коноваленко отметил положительное влияние развития транспорта на девелоперские проекты: «Строительство такой инфраструктуры служит мощным драйвером развития территорий: с одной стороны, эти площадки заинтересовывают потенциальных жителей благодаря своей транспортной доступности, с другой — это дополнительное конкурентное преимущество, которое служит стимулом для дальнейших инвестиций». По его оценке, появление удобных транспортных маршрутов повышает привлекательность и цену жилья как минимум на 20%.

В единении с природой

Не менее важной частью конференции стало обсуждение вопросов экологии. По мнению начальника мастерской охраны окружающей среды ГБУ «ГлавАПУ» Евгения Мукаярова, в российской столице, несмотря на грандиозные масштабы застройки, уже сделано немало для создания экологического баланса: зеленые пространства города занимают примерно 113 тыс. гектаров — почти половину его территории. «При этом, хотя в рамках проектов развития территорий девелоперы должны отводить не менее 10% реорганизуемых участков под озеленение, на практике этот показатель значительны выше», — уточнил он.

С ним согласен и советник генерального директора по стратегическим коммуникациям Coldy Павел Горохов: «Выгода девелоперов от создания зеленых зон в рамках проектов застройки заключается в повышении привлекательности объекта, репутации девелопера, а также в возможности организации дополнительных источников дохода». И действительно, сегодня застройщики обустраивают на своих площадках парки, скверы, бульвары, детские площадки, зоны отдыха, кафе и даже коворкинги под открытым небом.

Помимо прочего, эксперты обратили внимание на некоторые неочевидные элементы обустройства городов, способствующие улучшению экологической обстановки. Так, профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев рассказал о мировом опыте решения проблем водоотведения в мегаполисах. «Организация ливневой канализации играет все большую роль в обеспечении устойчивого функционирования городов, тем более в период климатических изменений и увеличения интенсивности ливневых осадков», — подчеркнул ученый. В связи с этим возрастает роль проектов парков и даже «городов-губок» — городских пространств, эффективно поглощающих и удерживающих воду.

Другим решением, способным качественно улучшить экологическую ситуацию, по мнению эксперта по оценке экосистемных услуг городского благоустройства Ольги Максимовой, может стать массовая организация «зеленых» крыш: «Это окажет существенное влияние на климат в городе, увеличит биоразнообразие, позволит сэкономить на ремонте кровли: износ поверхности под слоем земли уменьшается, а срок службы кровли увеличивается втрое». При этом она подчеркнула, что воспринимать «зеленые» крыши как нечто дорогостоящее не стоит, так как существуют проекты так называемых «безуходных» кровель. К тому же здесь нет проблем и с точки зрения нормативных документов.