Комплексная модель: КРТ должно сочетать возможности бюджета и инициативу граждан

Комплексная модель: КРТ должно сочетать возможности бюджета и инициативу граждан

Комплексная модель: КРТ должно сочетать возможности бюджета и инициативу граждан Shutterstock/FOTODOM

Александр ЦЫГАНОВ, заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при правительстве РФ:

фото Цыганов.jpg

Закон о КРТ должен позволить вырваться из сложившейся практики застройки и внедрять новые решения, основанные на современном понимании целесообразности и комфортности городской среды. Он соответствует целям национального проекта «Жилье и городская среда» и позволяет не только реновировать жилые кварталы, но и менять зонирование промышленных и жилых зон, прокладывать новые дороги, строить новые микрорайоны.

Закон о КРТ должен позволить вырваться из сложившейся практики застройки и внедрять новые решения, основанные на современном понимании целесообразности и комфортности городской среды. Он соответствует целям национального проекта «Жилье и городская среда» и позволяет не только реновировать жилые кварталы, но и менять зонирование промышленных и жилых зон, прокладывать новые дороги, строить новые микрорайоны.

Практика Москвы выявляет как успехи, так и проблемные точки, связанные с излишне плотной, вызывающей дискомфорт застройкой, недовольством вынужденных менять жилье жителей и т. д. При этом механизмы защиты прав граждан, заложенные в закон о КРТ, достаточно обстоятельно описаны, но в итоге они опираются на судебное решение. Поэтому вопрос об эффективности закона и представленных в нем механизмов защиты прав жителей связан скорее с эффективностью местной власти и судебной системы.

Закон о КРТ предусматривает альтернативы сносу старого жилья, но воспользоваться ими могут только активные граждане, заинтересованные в продолжении проживания именно в своем доме: собственники могут самостоятельно заняться реконструкцией дома, сменой перекрытий и коммуникаций. В Москве есть — пусть и немногочисленные — примеры надстройки и пристройки к жилым домам, когда продажа новых квадратных метров компенсировала стоимость ремонта. Но это сложно, много бюрократии, совсем не заинтересованной в преодолении дополнительных трудностей и рисков, связанных с частной инициативой жильцов.

Тем не менее, это могло бы стать хорошим решением проблемы ветхого жилья и оживления малых городов. Например, при имеющейся застройке двух- и трехэтажными многоквартирными домами напрашивается идея о формировании на их базе дуплексов и таунхаусов, жизнь в которых комфортнее, а приусадебные участки приобретают ценность. Умеренная поддержка властей могла бы помочь такой реновации во многих местах, тем более что удаленная работа повысила спрос на жилье в пригородах и небольших городах. Еще одна альтернатива — все профинансировать из бюджета (но это маловероятно даже в условиях высоких цен на нефть).

В целом экономика КРТ базируется на строительстве большей и лучшей недвижимости на месте старых домов. Переселенцы переезжают в новые дома, а дополнительные метры продаются желающим, причем по цене, учитывающей улучшение инфраструктуры района. Это могут быть местные жители и мигранты из других регионов и стран. Решение должно учитывать сочетание возможностей бюджета и стимулировать инициативу населения. Где-то хорошо подойдет модель с привлечением инвесторов — это институционально привлекательные регионы, города-миллионники, куда стремятся переезжать наши граждане. В ряде случаев — поддержка капитального ремонта жилых домов и их реконструкции в более современные дома с пониманием заинтересованности жителей в приусадебных участках и вовлеченностью в развитие своего городка. А где-то — государственные программы переселения из неблагополучных городов, жизнь в которых непривлекательна для россиян.



Теги: