Лед— не приговор: строительство креативных кластеров на вечной мерзлоте

Лед— не приговор: строительство креативных кластеров на вечной мерзлоте

Лед— не приговор: строительство креативных кластеров на вечной мерзлоте Shutterstock/FOTODOM
Международная выставка АРХ МОСКВА собрала ярких представителей архитектурного сообщества со всей России, одним из которых стала команда из Якутии «База14», создающая проекты, которые меняют облик республики. Именно по их проекту создан первый на Дальнем Востоке креативный кластер «Квартал труда». Зачем создаются такие пространства, благодаря чему кластер стал точкой притяжения регионального творческого сообщества, каковы тонкости проектирования в экстремальных условиях вечной мерзлоты — обо всем этом «Стройгазета» поговорила с руководителем и основателем бюро «База14» Марией СКРЯБИНОЙ.

Мария Скрябина.gif

Мария Иннокентьевна, в последние годы внутренний туризм стал ярким фактором роста интереса к регионам. Как вы считаете, интеграция креативных пространств в городскую среду дает реальный эффект для экономики?

Судя по примеру нашего проекта — да. «Квартал труда» — первый на Дальнем Востоке центр развития творческих индустрий, открылся в Якутске в ноябре 2022 года.

С тех пор этот проект стал катализатором перемен в республике, а его модель востребована и в других городах России. Квартал создан на территории заброшенного мясокомбината 1976 года постройки, который был полностью реконструирован и преобразован в современное многофункциональное пространство. Сегодня здесь сосредоточена жизнь самых разных креативных индустрий — от анимации и кино до маркетинга, моды и архитектуры.

Насколько креативные кластеры эффективны для создания отличительного образа территории — республики или города?

Я считаю, что подобные общественные пространства меняют не только внешний облик района, но и его культурную жизнь. Они становятся для жителей своеобразным «третьим местом» — пространством вне дома и работы, где можно регулярно собираться, общаться, знакомиться. Особенно важно это для сурового климата Якутии, где из-за экстремально низких температур зимой люди часто просто сидят дома, так как выйти некуда.

Кроме того, креативные кластеры выполняют важную туристическую функцию — становятся площадками для выставок, концертов, гастрономических фестивалей, экскурсий и мастер-классов. Именно через такие форматы гости города могут познакомиться с культурой, историей и современными индустриями региона.

В этом смысле креативные кластеры — универсальный инструмент развития территории и формирования ее позитивного имиджа как современной, открытой и культурно насыщенной среды. А для северных и арктических регионов они могут стать еще и важной точкой притяжения молодежи, удержания местных талантов и привлечения внешних специалистов.

«Квартал труда» — первый креативный кластер в температурно экстремальных условиях. Как вам удалось реализовать проект в столь суровом климате и удаленности от центра?

Как архитектурное бюро мы в целом работаем по нормативам центральной России, но в условиях экстремального климата Якутии возникает немало специфических сложностей, требующих нестандартных решений. При работе над проектом «Квартала труда» перед командой встала задача в буквально смысле «оживить» старое заброшенное здание мясокомбината и сделать из него пространство, где соберутся все творческие направления и креативные индустрии региона. Для этого было также важно сделать его устойчивым к суровым погодным условиям. Это здание, в котором сейчас работает «Квартал труда», изначально имело почти метровые стены, но этого недостаточно для эксплуатации в условиях якутского климата. Мы усилили утепление: кровлю и цоколь утеплили до 300 мм, применили морозостойкие материалы, установили окна с усиленными переплетами — не ниже двухкамерных с пятикамерными профилями.

В Якутии энергоэффективность — это не просто стандарт, а жизненно важная необходимость. Перепады температур между летом и зимой здесь могут достигать 100 градусов, поэтому задача сократить теплопотери и обеспечить стабильный микроклимат в помещениях стоит особенно остро. По региональным нормам здания должны соответствовать классу энергоэффективности не ниже С, но в наших проектах мы стремимся закладывать более высокие показатели, чтобы повысить устойчивость объектов к суровым условиям и снизить будущие эксплуатационные расходы.

Особое внимание мы также всегда уделяем наружному освещению: не все осветительные решения выдерживают температуру ниже -50°C, поэтому применяем проверенные временем материалы. Так, наружные светильники устанавливаем с защитой не ниже IP65 — морозостойкие и влагозащищенные. Опоры освещения бурим в вечную мерзлоту минимум на метр, чтобы избежать их выдавливания грунтом при сезонных подвижках. Коммуникации традиционно прокладываем снаружи — из-за вечной мерзлоты и оттайки, а здания ставим на сваи. Это и есть наш северный архитектурный код: работать в суровых условиях и делать не просто инфраструктуру, а нужные и любимые жителями пространства.

Мы изначально проектировали «Квартал труда» с учетом реальных потребностей жителей и особенностей региона. Для этого провели детальный анализ интересов целевой аудитории и разработали концепцию, максимально учитывающую эти данные. В определении целевой аудитории проекта, в ядро которой вошли творческая молодежь и IT-специалисты, ключевую роль сыграли заказчики — команда, участвовавшая в разработке московского дизайн-завода «Флакон». Мы, со своей стороны, провели серию фокус-групп и интервью с представителями целевой аудитории, чтобы понять, что им действительно нужно, интересно, чего они ждут от нового пространства. В итоге концепция «Квартала труда» выстроилась вокруг идеи создать для них не просто площадку, а своего рода дом, гнездо для креативных лидеров — место, где можно собираться, работать, придумывать, запускать проекты и формировать сообщество.

Местные власти вас поддерживают?

Креативные индустрии — стратегический приоритет экономики Якутии. Понятно, что регион по-прежнему ассоциируется с нефтью, газом и бриллиантами, но сейчас все больше внимания уделяется именно креативной экономике. Это общемировой тренд, который уже давно набирает обороты, и для Якутии это возможность создать новые рабочие места, поддержать местных авторов, художников, айтишников — и в целом перезагрузить экономику за счет нематериальных активов.

Поэтому «Квартал труда» стал результатом инициативы сообщества при активной поддержке региональных властей и бизнеса, которые обеспечили площадки, инфраструктуру и налоговые льготы для резидентов.

Федеральные структуры, включая Минвостокразвития, предоставили гранты, субсидии и специальные программы поддержки креативных предпринимателей. В целом государственная поддержка является основным драйвером развития креативной экономики на Севере и в арктических регионах.

Есть ли будущее у креативных кластеров в Арктике и на северных территориях?

Конечно. Это видно на примере «Квартала труда»: в кластере уже работает более 100 компаний — IT-команды, ювелирные и fashion-бренды, редакции медиа и книжные издательства, образовательные проекты и кинокомпании. В их числе «Сахафильм» — главный кинопродакшн республики. По сути, «Квартал труда» — это живой бурлящий котел креативных брендов и проектов, которые формируют новую экономику и культурную среду Якутии.

При этом вопрос о будущем подобных кластеров в Арктике и на северных территориях остается открытым. С одной стороны, регион обладает уникальным культурным наследием, самобытными народами, природными ландшафтами и темами, востребованными у туристов, исследователей и креативщиков.

С другой, суровый климат, удаленность от мегаполисов и нехватка ресурсов серьезно усложняют развитие подобных проектов. Для их устойчивости нужны инвестиции, программы поддержки, образовательные инициативы и адаптация форматов к местным условиям, в том числе и к суровым климатическим.

Перспективы есть. Такие кластеры могут стать центрами сохранения народных ремесел, развития туризма, создания новых рабочих мест, поддержки малого бизнеса и площадками для международного культурного обмена. Главное — учитывать реальные запросы территорий и вовлекать в проекты местные сообщества