Искусство городу к лицу: зачем девелоперы устанавливают арт-объекты в своих проектах

Искусство городу к лицу: зачем девелоперы устанавливают арт-объекты в своих проектах

Искусство городу к лицу: зачем девелоперы устанавливают арт-объекты в своих проектах
Расписная стена или целый парк скульптур — полет фантазии российских девелоперов, все чаще «украшающих» свои проекты различными арт-объектами, кажется ничем не ограниченным. Как выясняется, делают они это неспроста.

Так, недавно в Новой Москве во втором районе жилого комплекса (ЖК) «Испанские кварталы» появилась стальная скульптура красного быка высотой три метра, выполненная в стиле испанского художника Пабло Пикассо. Источником вдохновения для авторов — дизайнера Боремира Бахарева и скульптора Дениса Бобылева — послужила серия литографий знаменитого художника Le Taureau. Скульптура стала украшением Севильского бульвара в ЖК — центрального пешеходного променада, спроектированного в формате «городской гостиной».

«Это обязательный элемент нашего «Стандарта благоустройства»: планировочные решения бульвара дают посетителям возможности для самого разного общения — от пассивных контактов «вижу-слышу-наблюдаю» до новых личных и деловых знакомств, совместных хобби, — поясняет генеральный директор группы компаний (ГК) А101 Игнатий Данилиди. — А подобные быку объекты устанавливаются в каждом ЖК для создания действенного средового эффекта, который во многом задает правильный ассоциативный ряд и помогает формировать эстетику территории».

В тех же «Испанских кварталах» уже давно стоит скульптура Дон Кихота, в ЖК «Скандинавия» похожим «хранителем места» выступает выполненный из кортеновской стали олень, а еще есть семь скульптур, изображающих знаменитых муми-троллей и других персонажей сказок Туве Янссон.

Петербургский девелопер GloraX планирует установить арт-объект в проекте Golden City, который расположен в Северной столице. Им станет скульптура «Внутреннее солнце», автор которой — выпускник Академии художеств имени И. Е. Репина Иван Зубарев. Концепция арт-объекта буквально повторяет дизайн-код Golden City. Как рассказывает директор по маркетингу и PR GloraX Екатерина Ульянова, необычная форма и цвет вторят золоту закатов и рассветов на Финском заливе и органично дополняют блеск металлических наверший квартала.

«КОРТРОС» весной установил скульптуру «Источник» из серии «Отражение города» художника Льва Ефимова на территории квартала жилых небоскребов Headliner и анонсировал установку еще двух — паблик-арта на территории московского семейного квартала iLove и арт-объекта «Люминетика» в проекте компании в районе Южный Порт. В перспективе развитие направления «Искусство в девелопменте» предполагает создание подобных креативных пространств и на других новых проектах компании, в том числе и в регионах.

«В объединении девелопмента с искусством у общественных зон появляется новый смысл: необычные формы вызывают интерес, это можно трогать, это можно фотографировать, это то, что проживает жизнь с людьми, а не в стенах музея. Развитие этого направления позволяет трансформировать мышление и образ жизни, оживить пространства», — отмечала амбассадор этого направления в ГК «КОРТРОС» Дарья Молодцова.

MR Group в проекте MOD обещает создать совместно с музеем современного искусства парк скульптур, доступный для горожан.

Также среди ярких примеров директор по маркетингу «ОМ Девелопмент» Роман Антоновский называет ЖК «Маяковский» в Москве, на территории которого находятся арт-объекты, посвященные Владимиру Маяковскому и эпохе советского авангарда, арт-парк, который «ДОНСТРОЙ» создает в рамках проекта «Символ» и т. д.

Появление искусства в жилых проектах связано с несколькими прагматичными причинами. «Высококонкурентный рынок мотивирует застройщиков развивать продукт, и наличие арт-объектов — один из инструментов создания индивидуального имиджа проекта и привлечения к нему внимания со стороны целевой аудитории», — полагает Роман Антоновский. Многие жилые кварталы, которые застройщики создают сегодня, становятся визитными карточками и достопримечательностями городов, где они расположены. Таким образом, девелоперы в том числе поддерживают представителей искусства — художников и скульпторов, что ценно само по себе. Новые арт-объекты в городе появляются не только по заказу государства, но и сами застройщики берут на себя эту функцию.

Тем не менее, считает эксперт, наличие арт-объектов в кварталах оправданно и с коммерческой точки зрения. «Индивидуальное лицо, которое приобретает проект благодаря арт-объекту, увеличивает его добавочную стоимость. Кроме того, открытие арт-объекта — это дополнительный инфоповод, привлекающий внимание к объекту и застройщику. Затем жители и гости квартала фотографируются на фоне арт-объекта, выкладывают изображения в соцсетях, тем самым увеличивая узнаваемость проекта», — комментирует Роман Антоновский.

Главное — жители «за», и воспринимают арт-объекты как важную часть городского пространства. Компания «Самолет Москва» провела исследование, по результатам которого 88% респондентов сказали, что городу нужны арт-объекты. Более того, среди покупателей новостроек 61% при выборе ЖК обращает внимание на их наличие рядом с домом. Участники исследования уверены, что подобные объекты становятся символами района (82%) и местами притяжения (79%).

Однако, полагают опрошенные СГ девелоперы, арт-объекты в новых районах должны быть настоящими предметами искусства, благодаря которым будет формироваться «гений места». «При выборе концепции важно учитывать контекст — как архитектуру и атмосферу самого жилого проекта, так и его окружение», — говорит территориальный директор «Самолет Москва» Никита Шувалов.

В настоящее время идет установка арт-объекта в комплексе «Самолета» «Новоданиловская, 8», который был введен в эксплуатацию в этом году. Комплекс находится рядом с краснокирпичной Даниловской мануфактурой, построенной в 1867-м. «Она пережила техническую и социальную революцию и представляет собой большую архитектурную ценность, и для нас важно подчеркнуть связь с историей места. Поэтому при въезде в комплекс «Новоданиловская, 8» мы устанавливаем объект «Бак» — реальную историческую реликвию бывшего завода, — рассказывает Никита Шувалов. — Будут и другие объекты в проектах компании для создания новых смыслов с помощью искусства. Весной «Самолет» провел конкурс Samolet Art Contest совместно с Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Работы победителей будут установлены в трех наших московских жилых комплексах».

В ЖК «Верейская, 41» будет размещен арт-объект известного московского художника Романа Ермакова «Повелитель северного сияния» — разноцветные «лучи», как будто подвешенные в воздухе. В квартале «Остафьево» в Новой Москве будет большая светящаяся сфера из стальных пластин с золотистой подсветкой и внутренним куполом из гибкого стекла, что создаст впечатление мерцающего цветка (работа Юлии Латышевой «Одуванчик»). В проекте «Заречье Парк» по итогам конкурса установят скульптуру «Энергия реки», автором концепции которой стала Ольга Лесникова. Скульптура будет состоять из объемных объектов, напоминающих водяные брызги. Благодаря технологии ветровых фасадов она будет «живой» и подвижной.

Художественным высказыванием могут стать и утилитарные вещи. Например, точкой притяжения лофт-квартала, расположенного на улице Сергия Радонежского, 15-17, стала котельная золотого цвета. Само здание было построено в конце 1850-х годов и за свою историю претерпело немало изменений.

«Перед началом редевелопмента территории бывшего фармацевтического гиганта «Мосхимфармпрепараты» имени Н. А. Семашко» был проведен анализ каждого строения площадки. Стало очевидно, что котельная может стать арт-объектом: здание покрасили в золотой цвет, одну стену остеклили, сделав прозрачной, чтобы посетители могли своими глазами увидеть внутренние процессы работы отопительной системы», — рассказывает руководитель архитектурного бюро WALL Рубен Аракелян.

«Интеграция арт-объектов в современную застройку является необходимым маркетинговым ходом, позволяющим отличить один ЖК от другого, — считает художник-монументалист, эксперт-консультант по проектам монументального искусства в девелопменте, основатель частной авторской мастерской INSPIRATION HUB Андрей Ананьев. — Конкуренция, борьба за покупателя приводят к поиску ярких оригинальных решений. Однако вопрос качества и долговечности такого искусства, к сожалению, не решен».

По его словам, исполнителем чаще всего становится дизайнер, и продукт на выходе имеет краткосрочный жизненный цикл, не выходя за рамки рекламной кампании. Подобный подход на данный момент себя оправдывает в экономи комфорт-классах.

«Искусство — тонкая сфера, для освоения которой необходимы соответствующие образование, мастерство, «насмотренность», предметная специализация, — напоминает эксперт. — Очевидно, качество искусства напрямую определяет долговечность девелоперского проекта, но на данный момент встретить это качество возможно только в высокобюджетном сегменте. Для интеграции монументального в архитектуру и строительство следует привлекать квалифицированных специалистов, тогда на выходе будет получаться ценный объект длительного жизненного цикла».