Гармоничный район: современные принципы градостроительного развития

Гармоничный район: современные принципы градостроительного развития

Гармоничный район: современные принципы градостроительного развития strana.com
Знаковые места города, куда нравится приходить людям, появляются не сами по себе — их создают тоже люди. Особенно важно предусмотреть подобные пространства при планировании крупных районов и территорий. При таком подходе формируется идентичность места, хорошо работает «сопутствующий» городской бизнес — кафе, магазины, различные общественные пространства.

Даже самые гармоничные и самодостаточные районы не должны быть оторваны от остального города: изоляция тормозит развитие местной экономики и социальной активности, мешает людям чувствовать себя членами большего сообщества — всего города. Компания «Страна Девелопмент» много лет привержена именно такому взгляду на городское развитие.

Бесшовная инфраструктура

Для компании один из ключевых принципов — создание связей, объединяющих территорию в единое целое. Наглядный пример этого — жилой комплекс «Европейский берег» в Тюмени.

Девелоперу достался красивый участок в непосредственной близости к воде, на противоположном от исторического центра Тюмени берегу Туры. Но участок был оторван от остального города, и чтобы преодолеть эту проблему и связать с ним территорию, были оборудованы места для отдыха, создан единый пешеходный маршрут, благоустроена набережная. Пешеходный маршрут не только соединил район с историческим центром, но и стимулировал появление точек розничной торговли и общественного питания, сделав территорию магнитом как для жителей «Европейского берега», так и для всех горожан. «Еще больше связанности появится после завершения строительства велопешеходного моста через Туру, который «Страна Девелопмент» проектирует совместно с компанией Брусника. Город проект поддержал. Мост позволит закольцевать Тюмень единой пешеходной зоной», — рассказали в пресс-службе городской администрации.

По расчетам девелоперов, новый мост не только свяжет берега Туры и упростит жизнь горожан, но и простимулирует развитие коммерческой инфраструктуры. Кроме того, он станет новым визуальным акцентом, городским «аттракционом», дополнительной точкой притяжения в городе, перераспределяя людской трафик.

Следующий принцип, которого придерживаются в компании, — проект должен определять границы земельного участка, а не наоборот. Пешеходный бульвар — хороший пример. Территория «Европейского берега» хоть и большая — 50 гектаров, — но у бульвара должно быть какое-то логичное продолжение: он не может существовать отдельно от городской ткани. Поэтому компания договорилась с городом, благоустроила сквер, из которого «вытекает» бульвар, и городская ткань получилась связанной, а не разорванной. «Мы больше не можем ограничиваться площадью участка. Наша задача — думать масштабнее, создавая связи, которые превратят районы в часть единого организма», — говорит главный архитектор «Страны Девелопмент» Олеся Половникова, подчеркивая, что успех измеряется не квадратными метрами, а тем, насколько жизнь людей становится насыщеннее и удобнее.

ade2dbb3ea875fdee6aec80cd99a521cfe13336a.jpg

Идентичность и индивидуальность

При работе в любом городе, считают в компании, важно не «идти в гости со своим самоваром», а «поймать» идентичность и индивидуальность каждого места, его уникальность, в чем, безусловно, помогают местные арт-сообщества, которых «Страна Девелопмент» активно привлекает к работе. Примеров уже немало: в Петербурге был проведен открытый конкурс на создание арт-объекта на реке Смоленке. Победившая инсталляция, вдохновленная историей места, стала не просто украшением, а точкой притяжения для локального бизнеса и горожан. В Тюмени коллаборация с местными художниками переросла в цифровой проект, рассказывающий о культурных особенностях региона через AR-технологии. Эти компоненты также помогают создавать новые центры притяжения.

Даже ограниченные нормативами участки можно трансформировать, вовлекая прилегающие городские территории. Например, в одном из проектов девелопер столкнулся с невозможностью разместить собачью площадку в границах застройки. Решение нашлось за пределами участка: благоустройство общественного сквера с зоной для питомцев удовлетворило потребности 10% жителей и соседних районов. Данный подход не только решает практические задачи, но и стирает границы между «частным» и «общественным», вовлекая микрорайон в городскую жизнь.

И, кстати, по опыту компании, успех подобных точек притяжения не зависит от размера города. В небольших городах изменения даже очевиднее из-за «эффекта низкой базы» — там остро чувствуется нехватка качественных общественных пространств, и когда застройщик создает ухоженные территории, они мгновенно становятся точками притяжения для всех жителей. «Вопрос не в географии, а в подходе», — утверждает Олеся Половникова. Хорошее пространство — сложный рецепт, где важен каждый ингредиент: от дизайна до экономической модели.