Как объяснил зампредседателя комитета Максим Стененко, в настоящий момент информация о подземных коммуникациях Петербурга хранится на бумажных носителях и в разных местах: «Единой информации сейчас в городе нет, у каждой ресурсоснабжающей организации своя информация. Создание 3D-модели займет не год и не два, это работа минимум на пять лет, а то и больше». По мнению экспертов КГА, так как при градостроительном планировании города почти не учитываются геологические особенности местности, это приводит к удорожанию проектов, а то и вовсе делает создание некоторых объектов неоправданным.
В свою очередь, специалисты Росгеологии отмечают, что если оцифровать данные, пока лежащие в аналоговом виде по архивам нескольких городских геологических организаций, а затем визуализировать их, сделав карты общедоступными для специалистов, это внесет огромный вклад в строительную отрасль и ясность в процесс градостроительного планирования и откроет перспективы для подземного строительства в городе. Визуализация подземного пространства также поможет сразу определить инвестиционную привлекательность того или иного участка под строительство.
Неразвитость геологических исследований мешает реализации некоторых амбициозных инвестпроектов в области подземного строительства. Так случилось с запланированным несколько лет назад тоннелем под Невой диаметром 20 метров. Уже было оплачено больше половины суммы проходческого щита, но в итоге от проекта пришлось отказаться: в нем оказалось «слишком много геологии», специалисты требовали провести конкретные изыскания, а инвестор оказался не готов к дополнительным тратам.
По мнению экспертов, трехмерная карта подземного пространства Петербурга нужна еще и для того, чтобы получить новые пространства для строительства. «Если мы хотим превратить город в музей, исторический центр, где сегодня проживает более миллиона человек, надо сделать экспонатом этого музея», — считает генеральный директор института «Геореконструкция» Алексей Шашкин. Только вряд ли люди согласятся с таким предложением. По мнению эксперта, единственная возможность Петербургу сохранить свой исторический центр и остаться удобным для жизни — это развитие мегаполиса вниз. И такие проекты уже существуют. Один из них — освоить пространство под Марсовым полем, на котором нет построек и даже посадок деревьев. Там предлагается построить масштабный подземный паркинг для туристических автобусов и городских автомобилей. Проект позволит разгрузить исторические магистрали и благоприятно повлияет на экологию, ведь ожидающим туристов с экскурсии водителям автобусов не придется греться при работающем двигателе. Однако для того, чтобы приступить к его реализации, необходимо иметь полную картину того, какие подземные коммуникации находятся под землей, важно также знать состояние грунтов, чтобы не повторилась история с плывуном при строительстве ветки метро в районе площади Мужества.
Трехмерная карта подземного Петербурга в обозримом будущем позволит построить и еще один нереализованный проект — торговый центр под площадью Восстания. В КГА считают, что, убрав под землю транспортные развязки, пешеходные переходы и ретейл, на поверхности можно будет оставить все то, что так радует глаз, — общественные зоны, роскошную архитектуру и вид из окна.
Номер публикации: №34 09.09.2022