Четкий план действий: мастер-планирование будет закреплено в законодательстве

Четкий план действий: мастер-планирование будет закреплено в законодательстве

Четкий план действий: мастер-планирование будет закреплено в законодательстве Shutterstock/FOTODOM
Мастер-планирование комплексного развития территорий обсудили участники круглого стола, проведенного на прошлой неделе первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иваном Абрамовым. Начиная дискуссию, модератор отметил необходимость применения мастер-планов как инструмента стратегического развития территорий в целях повышения качества жизни. При этом сенатор подчеркнул, что понятие «мастер-план» не закреплено в федеральном законодательстве. Интеграция мастер-планов развития городов в законодательство о градостроительной деятельности стала темой основных докладов, сделанных на заседании.

Стратегический документ

Выступивший первым заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, исходя из сложившейся практики, считает, что мастер-план представляет из себя аналог стратегии развития муниципального образования, однако, в отличие от стратегии, он включает в себя перечень конкретных проектов создания инфраструктуры регионального и федерального значения. По словам замминистра, это не градостроительный документ, который может заменить генеральный план. В нем отсутствуют функциональное зонирование, границы населенных пунктов, учет требований технических регламентов, имеющихся ограничений. Поэтому в Минэкономразвития России рассматривают его как концептуальный коммуникационный документ, который обосновывает принятие градостроительной документации.

Чтобы закрепить за мастер-планом эту роль, предлагается внести соответствующее изменение в статью 23 Градостроительного кодекса РФ «Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа», определив его как стратегию развития субъекта РФ на части его территории. При этом разработка и утверждение мастер- плана должны осуществляться субъектом федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, как это делается сейчас в отношении согласования стратегий субъекта, в рамках которого Минэкономразвития обеспечивает межведомственное рассмотрение всех региональных стратегий.

На основе анализа

С точки зрения Минэкономразвития, в мастер-плане прежде всего должны содержаться результаты анализа основных показателей социально-экономического развития населенного пункта в сравнении с данными как по всей стране, так и схожего населенного пункта. На основе такого анализа определяется дефицит жилья и инфраструктуры для реализации инвестиционных и других крупных проектов.

Следующая большая часть в структуре мастер- плана должна быть посвящена прогнозированию основных показателей социально- экономического развития населенного пункта по нескольким сценариям. В ней необходимо учесть горизонт реализации мастер- плана, демографию, экономические показатели, обеспеченность инфраструктурой, исходя из сложившейся структуры экономики и прогнозной динамики развития отраслей, которые составляют основу экономической деятельности того или иного населенного пункта.

Затем, исходя из проведенного анализа и прогноза, необходимо описать вызовы и возможности, установив целевые показатели. Эти показатели должны соответствовать целевому сценарию прогноза и характеризовать результативность реализации мастер- плана. То есть должно быть понятно, как будут устраняться вызовы и реализовываться возможности.

Далее в мастер-план надо включить перечень запланированных ключевых инвестиционных проектов, которые дополнительно необходимо реализовать для достижения целевых показателей. По мнению докладчика, это должен быть четкий план мероприятий с оценкой окупаемости и влияния этих проектов на достижение целевых показателей, а также с указанием ответственных исполнителей. С учетом окупаемости каждого из этих мероприятий необходимо установить порядок их выполнения, исходя из возможностей бюджета.

Особое внимание замминистра обратил на мастер-планы, в которых при определении источника финансирования предусматриваются возвратные механизмы, такие как инфраструктурные бюджетные кредиты, облигации и концессии. «Важно в обязательном порядке учитывать, что такие проекты должны окупаться. По нашим оценкам, на сегодняшний день это не достигается в большинстве мастер-планов городов», — заявил Дмитрий Вахруков.

Поскольку в перечень мероприятий необходимо включать только хорошо проработанные проекты, Минэкономразвития предлагает установить высокие квалификационные требования к разработчикам мастер- планов. Необходимо наличие у них компетенций во всех сферах, которые так или иначе затрагивает мастер-планирование, в том числе в экономической географии, социологии, демографии, транспортной инфраструктуре, градостроительстве, цифровизации и экологии. «Важно, чтобы разработчики понимали, как мастер-план будет увязываться с градостроительной документацией, и самое главное, с бюджетным процессом и с бюджетными ограничениями», — добавил Дмитрий Вахруков.

В том же ключе выступила и директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич. По ее мнению, мастер-планы обеспечивают комплексное видение того, каким должен стать город или отдельная территория в долгосрочной перспективе. Она отметила, что во всех уже разработанных и утвержденных мастер- планах определены ресурсы для достижения целей развития города, позитивные изменения, которые увидят горожане, сроки и этапность реализации.

Дмитрий ВАХРУКОВ, первый заместитель министра экономического развития РФ:

Дмитрий ВАХРУКОВ.jpg

«Мастер-план — это концептуальный коммуникационный документ, который обосновывает принятие решений в рамках градостроительной документации — генеральных планов, региональных и муниципальных схем»