
Сергей МАРКОВ, архитектор, сооснователь Бюро А4:

Современный рынок высококонкурентен, и девелоперам приходится искать нестандартные подходы, чтобы выделить свои проекты. Один из таких инструментов — архитектурный сторителлинг — искусство создания истории, которая превращает недвижимость в эмоционально значимый для покупателя продукт.
Как это работает
Сегодня люди покупают стиль жизни, эмоции и принадлежность к определенной культуре или сообществу. Покупатели и инвесторы ценят оригинальность и индивидуальность, поэтому наличие интересной истории может значительно повысить привлекательность девелоперского продукта.
История, заложенная в проект, позволяет укрепить эмоциональную связь с покупателем. Клиенты легче ассоциируют себя с местом, которое имеет ярко выраженную концепцию. Необходимо также повысить ценность объекта — уникальная идея или легенда вокруг проекта может обусловливать более высокую стоимость на рынке. Создание маркетинговой уникальности выделит проект на фоне конкурентов и сделает его запоминающимся.
Сильный образ — сильный смысл
Работа в городе, и не только, должна основываться на истории проекта, контексте места и сценариях жизни, которые будут там разворачиваться. Например, при разработке концепции городских балконов — новой для столицы типологии обзорных точек, расположенных на Софийской и Раушской набережных, мы обратили внимание, что при взгляде сверху обе зоны имеют общее: Кремлевская стена и Парящий мост Зарядья формируют треугольники, но Кремль обращен к набережной одной из своих сторон, тогда как мост — вершиной. Благодаря этому нюансу возникли две разновидности балконов: один ориентирован углом к воде, другой — боковой стороной: так сильный образ обусловлен средой и подкрепляется в том числе паттернами на самих балконах.
В павильоне «Книги» на ВДНХ сильным образом стала связь с природой, которая «входит» внутрь пространства через панорамные окна. После реконструкции павильон стал многофункциональным: здесь есть кафе, коворкинг и лаунж-зона, проводятся лекции, занятия, тематические вечера. Мы сохранили заложенный еще советскими архитекторами образ и наполнили его новыми, актуальными для современных горожан смыслами.
В более широком масштабе этот подход реализован в крупных девелоперских объектах, таких как поселок для IT-предпринимателей «Миронцево» и ЖК «Нагатино i-Land». В последнем созданы четыре тематические благоустроенные дворовые территории, каждая со своим образным рядом. Бюро А4 работало над дворами «Затерянный город», «Мир птиц» и «Холмы».
Холмы и норы Шира
Благоустройство «Холмов» основано на тематике острова как классического литературного места действия множества сказок и приключений: от Нетландии или острова Буяна до обретших кинематографическую реальность пейзажей Новой Зеландии, где Питер Джексон (Peter Robert Jackson) снял все фильмы трилогии «Властелин колец». Ведь концептуально ЖК «Нагатино i-Land», расположенный на берегу реки, — это тоже затерянный в большом городе остров, наполненный духом приключений и новых открытий.
Сам Джон Толкин (John Ronald Reuel Tolkien), чьи образы деревни хоббитов вдохновили нас на создание своей версии Шира, задумывал его как отсылку к пасторальным картинам сельской Англии. Так сформировалась концепция «живых холмов», которые повторяют естественные формы ландшафта и дают ощущение связи с природой.
Благодаря комплексным техническим решениям во дворе, расположенном на стилобате, удалось с помощью геопластики создать объем озеленения и многоуровневость благоустройства. Получившийся рельеф местности помогает разграничивать различные функциональные зоны, скрывает детские площадки, снижает уровень шума и добавляет разнообразия восприятию двора в целом.
Среди холмов кроется множество необычных объектов для детских игр. Например, «праздничное дерево», подобное тому, под сенью которого Бильбо и Фродо отметили совместный день рождения, а также норы и «домики хоббитов», специально разработанные для проекта многофункциональные игровые модули.
Дети могут залезать внутрь холмов или забираться на них, скатываться с горок или карабкаться по пенькам к вершинам, оставлять тайные послания на меловой доске или общаться с помощью звуковых труб.
В проекте использованы преимущественно натуральные материалы без дополнительной обработки, которые не требуют регулярного обновления, трат на обслуживание и хорошо зарекомендовали себя в наших климатических условиях.
Язык растений
Озеленение, проект которого был разработан ландшафтным архитектором Бюро А4 и художником Полиной Витальевой, вдохновлено знаменитыми работами Пита Удольфа (Piet Oudolf) с его пониманием естественной природной красоты, не требующей строгих правил и лишнего декоративного оформления.
Это естественное смешение растений и трав, композиция которых меняется вместе со сменой сезонов. Так, хвойные растения — можжевельники, сосны и карликовые ели — станут каркасом зимнего сада. Злаки и травы будут создавать декоративный эффект, а плоды и листва яблони, ирги, бересклета и вишневые побеги дерена украсят сад осенью. В цветниках используются растения, которые привлекают много бабочек и шмелей: шалфей, котовник, посконник, монарда. Очень важно, что так формируется обучающая среда для детей — они смогут наблюдать природные процессы у себя во дворе, не покидая мегаполиса.
«Живые холмы», созданные Бюро А4 в ЖК «Нагатино i-Land», задают сценарии поведения людей, отличные от привычной ежедневной рутины. Причем, даже если жители не считывают все пласты смыслов, заложенные в концепцию, это совершенно не мешает им взаимодействовать со средой. Например, дети могут совсем ничего не знать о Толкине и «Властелине колец», но увлекательные игры во дворе дома запомнятся им на всю жизнь.
Номер публикации: №05 14.02.2025