В настоящее время на территории столицы находятся в разной стадии реализации — от проектирования до строительства — порядка 4 тыс. градостроительных проектов общей площадью около 160 млн кв. м, причем количество проектов застройки ежегодно растет — только за прошлый год было одобрено строительство около 42 млн кв. м различной недвижимости. С одной стороны, это хороший знак — отрасль не замерла и продолжает развиваться, дополняя экономику города, создавая рабочие места. С другой — нарастающие объемы строительства требуют современного и чрезвычайно аккуратного подхода, позволяющего новой застройке не ухудшать качество городской среды, а делать его лучше.
Именно эта задача подтолкнула мэрию к разработке новых подходов в деле согласования девелоперских проектов. Надо пояснить: на протяжении многих лет порядок одобрения проектов подразумевал в первую очередь закрепление объемов и высотности застройки, а уже потом, исходя из заданных параметров и аппетитов инвесторов, определялся облик будущих объектов. Однако сейчас позиция города изменилась. Как отметил Сергей Кузнецов, в Москве нет площадок, где могла бы появиться проходная архитектура: «Абсолютно никакие площадки в столице непригодны для проходной, невзрачной архитектуры. В Москве нет неэлитных площадок. Мэром поставлена задача — улучшить качество городской среды, и это наша архитектурная сверхзадача».
Таким образом, существующий порядок, при котором сначала согласовываются технико-экономические параметры (ТЭП) девелоперского проекта, а потом утверждается архитектурно-градостроительное решение, будет изменен. «Сейчас разрабатывается новый регламент согласования градостроительных проектов, в его основе лежит приоритет качества архитектурной и планировочной проработки. Только затем будут определяться объемы застройки. Призываю всех вкладываться в качество архитектуры и градостроительной проработки проектов», — заявил Сергей Кузнецов.
При этом власти отдают себе отчет в том, что разработка проектов потребует больших финансовых издержек и растянется во времени. По мнению представителей стройкомплекса, это и неплохо: у девелопера появится возможность и, что более важно, необходимость более детально и качественно проработать концепцию. Именно она станет неотъемлемой частью документов, разрешающих стройку, и если концепция будет меняться, то вслед за ней могут быть пересмотрены и ТЭП. Результатом такого подхода должен стать рост качества архитектуры. Предполагается, что новые проекты будут аккуратно «вписываться» в городскую среду, не диссонируя с окружающей застройкой, а планировочные решения позволят повысить комфорт жизни в мегаполисе.
Важно понимать, что изменения в качестве городской среды и архитектуре предлагаемых проектов коснутся не только жилья или частных объектов, но и транспортных или инженерных. «Могу сразу сказать — простых и лобовых архитектурных решений при создании проектов транспортной и инженерной инфраструктуры больше не будет. В ближайшие годы качество оформления мостов, эстакад или коммунальных объектов вырастет. Уверен, что транспортные сооружения и коммунальные объекты, коих в городе немало проектируется и строится, могут не просто выполнять свою утилитарную функцию, но и украшать столицу», — заявил Сергей Кузнецов.
Стоит отметить, что в контексте этих изменений логичным смотрится и решение об отмене ограничения по высотности застройки, принятое в феврале. Тогда власти объясняли, что отмена закрепленной предельной высоты застройки фиксирует тенденции последних лет в градостроительной политике Москвы и создает условия для появления уникальных объектов. Фактически отдается приоритет архитектуре, когда сначала без давления уже прописанных ранее цифр определяется облик здания, в том числе и его высота, а не наоборот, когда архитекторы исходили из уже предопределенных данных.
Номер публикации: №17 03.05.2024