«Такой механизм поможет не допускать срывов сроков исполнения контрактов, появления объектов незавершенного строительства и банкротства подрядных организаций, — пояснил «Стройгазете» Ирек Файзуллин. — Также он позволит усовершенствовать бюджетное планирование и избегать перерасходования бюджетных средств, учитывая ситуации, когда цены на строительные ресурсы снижаются».
Переход от заключения контрактов в твердой цене на весь срок строительства к внедрению нового механизма ценообразования предлагается осуществить в три этапа. В рамках первого предполагается внести в законодательство и ряд нормативных актов изменения, предусматривающих внедрение формульного образования цены контракта в отношении невыполненных и неоплаченных работ с использованием уточненных прогнозных индексов-дефляторов. Предлагаемые сроки и способ уточнения цены контракта позволят гармонично встроить механизм в бюджетное планирование и повысить точность определения стоимости строительства в уровне цен периода реализации проекта. Если в результате пересчета необходимо выделение дополнительных бюджетных средств, указанное увеличение будет учтено в очередном финансовом году и в плановых периодах, а также в решениях соответствующих высших органов власти в части изменения существенных условий контракта. При этом важно предусмотреть механизмы, предупреждающие возможные намеренные действия по затягиванию сроков выполнения работ в целях получения гарантированного удорожания или ухода от снижения цены контракта.
На втором этапе вместо одного индекса-дефлятора планируется внедрить несколько по разным видам объектов: гражданские, производственные, линейные. Они будут публиковаться Росстатом и Минэкономразвития РФ на основании новых ресурсно-технологических моделей, разработанных Минстроем и Главгосэкспертизой России. Это позволит более точно определять динамику изменения стоимости строительства с учетом специфики каждого вида объекта.
На третьем этапе планируется рассмотреть вопрос о целесообразности установления порядка пересчета стоимости уже выполненных работ как в большую, так и в меньшую стороны при существенном отклонении ценовых параметров. Это поможет исключить риски необоснованного перерасходования бюджетных средств или банкротства подрядных организаций, вызванных большой волатильностью рынка, для чего предлагается установить и индикативную схему.