Все по-честному: экономический эффект от обеления рынка строительных смесей может составить почти 80 млрд рублей

Все по-честному: экономический эффект от обеления рынка строительных смесей может составить почти 80 млрд рублей

Все по-честному: экономический эффект от обеления рынка строительных смесей может составить почти 80 млрд рублей Игорь Иванко/ АГН «Москва»
Согласно исследованию НИУ ВШЭ, нелегальный оборот цемента и сухих строительных смесей в потребительской упаковке достигает в России 12,3% от всего объема реализации в этой товарной категории. Часть нелегальной продукции может соответствовать ГОСТ, но за качество всего ее объема поручиться точно нельзя. И в любом случае такие продажи наносят ущерб честным производителям, потребителям и государству, а учитывая, что легальное предложение в этом сегменте оценивается в 1,6 млрд упаковок за год, нетрудно подсчитать, что экономические потери от контрафакта исчисляются многими десятками миллиардов рублей.

К сожалению, нет волшебной прививки от контрафакта. Наиболее эффективно применять в борьбе с этой напастью комплекс мер. Одним из таких решений, призванных содействовать обелению рынка, стало внедрение с 1 сентября обязательной маркировки строительных материалов в потребительской упаковке. В операторе системы маркировки «Честный знак» (ЦРПТ) сообщили, что досрочно зарегистрировались в системе уже более шести тысяч компаний стройотрасли, включая производителей, импортеров, предприятия оптовой и розничной торговли.

Как отметил заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов, маркировка защитит честный бизнес от недобросовестной конкуренции. По его словам, сейчас отечественные марки стройматериалов сталкиваются с подделками своей продукции и получают рекламации на такой товар, несут репутационные издержки. А после введения маркировки легальный бизнес сможет нарастить выручку и прибыль за счет увеличения объемов продаж после ухода с рынка подделок и контрафакта.

«Государству маркировка даст дополнительные возможности эффективного управления отраслью. Граждане получат инструмент защиты от небезопасной продукции при индивидуальном жилищном строительстве, ведь зачастую стройматериалы для стройки и ремонта покупаются на рынках, где доля фальсификата традиционно выше. А мы как оператор всегда готовы оказать участникам отрасли всестороннюю техническую и консультационную поддержку», — сказал Реваз Юсупов.

Ранее в ходе бесплатного добровольного эксперимента с участием производителей строительных материалов было выпущено более 11 млн Data Matrix-кодов, а 215 тыс. маркированных потребительских упаковок введено в оборот. Работу с системой маркировки протестировали компании «Лаб Индастриз», «Седрус», Vetonit, «Качественные смеси» и другие крупные участники отрасли, а самыми активными стали производители из Краснодарского края, Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан. По мнению участников отрасли, цифровая маркировка позволит очистить рынок от контрафакта и фальсификата, доля которого в отдельных товарных категориях может достигать 40%.

«Призываем коллег по отрасли воспринимать маркировку как возможность, а не как барьер, и готовиться к вводу обязательных требований. Это шанс сделать рынок прозрачнее, повысить доверие потребителей и защитить их от подделок», — заявили в компании «Лаб Индастриз».

Сейчас производителям и импортерам необходимо подключиться к государственной системе «Честный знак» и начать маркировать свою продукцию: с 1 октября — цемент, сухие строительные смеси и гипс, а с 1 декабря — монтажные пены, герметики, замазки, мастики и другие виды строительных материалов.

Когда этот процесс охватит весь рынок, ситуация на нем должна измениться в лучшую сторону. По подсчетам экспертов НИУ ВШЭ, влияние обязательной цифровой маркировки на розничную цену единицы продукта составит всего лишь около 0,11%, при этом потенциальный экономический эффект от обеления рынка может превысить 77,3 млрд рублей за год за счет дополнительных сборов НДС и налога на прибыль.

По мнению директора по маркетингу компании «Седрус» Евгении Потылицыной, маркировка продукции производителя, которая продается под торговой маркой «Основит», кодами «Честный знак» — значимый инструмент, подтверждающий высокое качество реализуемого ассортимента. В компании заблаговременно подключились к системе «Честный знак» и уже успели оценить полученные преимущества. «Для «Седруса» это, в первую очередь, возможность расширить географию распространения и реализации продуктов под своей торговой маркой, более качественно и точно оценить дистрибуцию, а также усилить контроль за логистикой и остатками на складах дистрибуторов. Да, требуется время, чтобы адаптироваться, но результаты, которые мы получим на выходе, стоят того», — заключила Евгения Потылицына.

Реваз ЮСУПОВ, заместитель генерального директора ЦРПТ:

Реваз ЮСУПОВ.gif

«Благодаря прослеживаемости маркировка позволяет бизнесу увидеть путь продукции в товаропроводящей сети, расширить географию распространения и реализации продуктов, усилить контроль за логистикой и остатками на складах дистрибуторов»