Цементники обеспечат всем необходимым: эксперты обсудили перспективы строительства цементобетонных дорог в России

Цементники обеспечат всем необходимым: эксперты обсудили перспективы строительства цементобетонных дорог в России

Цементники обеспечат всем необходимым: эксперты обсудили перспективы строительства цементобетонных дорог в России пресс-служба компании ЦЕМРОС

Исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина, а также представители консультативных органов и компаний-членов отраслевого объединения приняли участие в заседании Столыпинского клуба, которое состоялось 15 июля 2025 года в Москве. В мероприятии приняли участие ведущие эксперты дорожно-строительной отрасли, представители бизнеса и профессиональных сообществ.

В пресс-службе рассказали, что участники заседания обсудили результаты исследования «Решение дорожных проблем в России — строительство автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями», выполненного Институтом экономики роста имени П.А. Столыпина. Авторы исследования изучили экономическую эффективность применения различных технологий дорожного строительства и пришли к выводу, что цементобетонные покрытия обладают рядом преимуществ, включая долговечность, экономическую эффективность, экологичность. Дорожные покрытия с использованием цементобетона могут не только увеличить срок службы автодорог по сравнению с асфальтобетоном, но и сократить расходы на содержание и ремонт. При этом, по мнению экспертов, чтобы эффективно обеспечить надежность дорог, нужно пересматривать подходы к выбору материалов и технологий.

По словам главного экономиста Института экономики роста им. П.А. Столыпина Бориса Копейкина, если предположить строительство всех дорог трех рассматриваемых технических категорий в 2024 году исключительно из цементобетона вместо асфальта, то экономия бюджетных средств на всем жизненном цикле автодорог составит порядка 3,06 трлн рублей. «При этом возможная экономия от строительства дорог из цементобетона вместо асфальта составляет порядка 1,5% годового ВВП — при условии расчета на весь 45-летний жизненный цикл дороги», — отметил он.

Антон Свириденко напомнил, что до 2030 года в России предстоит построить и реконструировать 3,7 тыс. км автомобильных магистралей, на эти цели будет выделено порядка 9 трлн рублей. Создание комфортной и безопасной дорожной инфраструктуры предусмотрено национальным проектом «Инфраструктура для жизни», а также рядом других нормативных актов. Согласно Стратегии развития промышленности стройматериалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, доля ввода в эксплуатацию автодорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства автодорог в России с 2026 года должна составлять 50%. Вместе с тем в настоящее время в общем объеме строительства она не превышает 3%.

Дарья Мартынкина представила доклад «Готовность цементной отрасли Российской Федерации обеспечить дорожное строительство качественными цементами». Исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» обратила внимание, что убежденность сообщества цементников в необходимости строить в России именно цементобетонные дороги основана на научных данных. «В 2023 году МАДИ по инициативе отраслевого объединения было проведено исследование экономической эффективности применения жестких и нежестких дорожных одежд для различных категорий автомобильных дорог. Основной его результат — практически во всех случаях для дорог высоких технических категорий экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Такой же вывод можно сделать исходя из свежих показателей, утвержденных недавно приказом Минстроя России. Согласно документу, стоимость 1 км дорог с ЦБП на 11% ниже стоимости аналогичного по техническим характеристикам участка дороги с асфальтобетонными покрытиями».

Директор отраслевого объединения подчеркнула, что развитие цементно-бетонных дорог ставит и дорожную отрасль, и цементную отрасль в условия «выигрыш-выигрыш». «Цементная отрасль полностью готова производить необходимые для дорожной отрасли виды цемента в достаточных объемах», — отметила Дарья Мартынкина.

Руководитель Комиссии по взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, секретарь Комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Игорь Дубровский рассказал, что в настоящее время в России оценка технико-экономической эффективности проектных решений проводится по капитальным затратам. «Следующий шаг, который необходимо сделать, — внедрение в практику обязательного технико-экономического сравнения вариантов конструктивов дорожной одежды на стадии проектирования с учетом жизненного цикла объекта строительства, — предложил Игорь Семенович. — С применением цементобетонных технологий, в первую очередь, необходимо строить нагруженные участки — обходы городов, трассы с высоким трафиком движения, а также автодороги в южных регионах страны. В перспективе можно распространить такое строительство на все федеральные дороги, а далее и на всю опорную сеть автодорог».

Игорь Дубровский также подчеркнул, что необходимо создать методику сравнительного расчета вариантов дорожной одежды с учетом межотраслевого баланса и влияния выбора этих вариантов на макроэкономические показатели всей экономики страны — обязательно с учетом таких факторов, как отсутствие сезонных ограничений и ограничений по нагрузке на ось. При этом, по его мнению, не надо противопоставлять асфальтобетон цементобетону, а искать и внедрять сочетание этих материалов и технологий с учетом использования их преимуществ и синергетического эффекта обеих технологий.

По оценке Института Столыпина, изменить ситуацию на российском рынке дорожного строительства сможет, в том числе, разработка нового национального проекта по развитию сети цементнобетонных дорог и их популяризация. С результатами исследования планируется ознакомить профильные федеральные органы исполнительной и законодательной власти, а также представителей профессиональных сообществ и ассоциаций.