Траектория для подъема: меры по решению проблем лифтостроения реализуют в рамках комплексной программы

Траектория для подъема: меры по решению проблем лифтостроения реализуют в рамках комплексной программы

Траектория для подъема: меры по решению проблем лифтостроения реализуют в рамках комплексной программы Александр Авилов/ АГН «Москва»
В конце ноября правительство России утвердило «дорожную карту» по развитию лифтовой отрасли. Соответствующий документ готовился в течение многих месяцев и был подписан вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным и первым вице-премьером Денисом Мантуровым. Реализация его положений поможет преодолеть проблемы, тормозящие обновление парка подъемного оборудования в многоквартирных домах (МКД) и выстроить эффективную систему техобслуживания лифтов. Ответственными за исполнение положений «дорожной карты», помимо Минстроя России, назначены Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, ФАС России, Ростехнадзор, а также институт развития «ДOМ.PФ». Этому конгломерату в ближайшее время предстоит организовать совместную деятельность по ряду ключевых направлений. Во-первых, в «дорожной карте» обозначены стимулирование региональных программ капремонта МКД, финансовая поддержка производителей лифтового оборудования, повышение спроса на российскую продукцию. Во-вторых, ставится задача обеспечения безопасности производства, поставок, монтажа и эксплуатации лифтов. В-третьих, указывается необходимость достаточной загрузки производственных мощностей российских лифтовых заводов. И, наконец, важная часть предстоящей работы — дальнейшая цифровизация лифтовой отрасли.

Предполагается, что большинство указанных задач должно быть решено к концу декабря или в I квартале 2025 года. Учитывая текущее состояние лифтового парка, это весьма амбициозная цель. Так, согласно техрегламенту Таможенного Союза, до 15 февраля в стране должны заменить все лифты, у которых истек срок эксплуатации в 25 лет, но в сложившихся условиях осуществить это вряд ли реально, ведь, по данным Минстроя, в настоящее время эксплуатируется свыше 600 тыс. лифтов, в ряде субъектов износ парка подъемных устройств — более 50%. Если же исходить из текущей динамики замен, то, по самым консервативным оценкам, к 2025 году будет насчитываться примерно 140 тыс. лифтов, нуждающихся в выводе из эксплуатации, а примерная стоимость необходимых работ составляет 300 млрд рублей, что выше совокупного объема средств, зарезервированных в бюджетах всех уровней на данные нужды.

Впрочем, ситуация с заменами очень различается от региона к региону. Есть ряд успешных субъектов, где вопрос решен или решается положительно. К их числу, в частности, относится Санкт-Петербург, власти которого намерены до конца года уложиться в ранее составленный график и установить в городских домах 2 600 новых подъемников. Сейчас в эксплуатации и в высокой степени готовности находятся уже 2 тыс. лифтов, и монтаж новых устройств продолжается. «Губернатор принял решение о том, чтобы справиться с проблемой в кратчайшие сроки. Город нашел возможность сделать это на условиях софинансирования», — заявил председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды санкт-петербургского Законодательного собрания Александр Ходосок.

А в Волгоградской области цель уже достигнута. Как подтвердил гендиректор УНО «Региональный фонд капремонта» Василий Каменских, там полностью заменены все 3 175 подъемников старше 25 лет. В будущем году истечет срок годности еще 760 устройств, но финансирование для их замены уже зарезервировано, и эта задача представляется выполнимой.

В целом же успешность модернизации лифтового парка в регионах во многом обусловлена степенью внимания к этим вопросам со стороны администраций. Так, Волгоградская область одной из первых в стране на законодательном уровне в перечень первоочередных критериев оценки работы властей включила пункт о наличии аварийного или отработавшего свой срок эксплуатации лифтового оборудования.

К числу успешных регионов относится и Подмосковье, лифтовой парк которого — крупнейший в стране — насчитывает около 60 тыс. единиц. «В рамках региональной программы капремонта в 2024 году заменили уже 471 подъемное устройство в 162 МКД, а с начала действия программы в 2014 году обновлено около 13,5 тыс. лифтов. Таким образом, весь парк был полностью модернизирован», — сообщили на днях в Министерстве ЖКХ Московской области.

При этом не менее безотлагательной задачей является создание современной системы лифтового сервиса. В этих целях на днях группой депутатов Госдумы был представлен на рассмотрение коллег законопроект (ФЗ №775871-8), который вносит в Жилищный кодекс поправки, совершенствующие процедуры техобслуживания лифтового оборудования. Если он будет принят, то текущий ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание подъемников смогут проводить только специализированные организации, внесенные в реестр.

«Предлагаемое в проекте закона привлечение в сферу техобслуживания лифтов и лифтового оборудования в МКД профильных специалистов окажет позитивное влияние на формирование комфортной и безопасной среды для жизни граждан в домах», — резюмировал глава думского Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.