Стальной масштаб: металл давно и широко применяется в строительстве, но возможности его далеко не исчерпаны

Стальной масштаб: металл давно и широко применяется в строительстве, но возможности его далеко не исчерпаны

 Стальной масштаб: металл давно и широко применяется в строительстве, но возможности его далеко не исчерпаны Александр Авилов/ АГН «Москва»
В конце прошлого года в Москве открылось новое общественное пространство, центром которого стал Дом культуры, расположенный в реконструированном здании ГЭС-2. Проект стал крупнейшим в мире — площадью 36 тыс. квадратных метров, вместимостью до 750 тыс. посетителей в год. Реализовать такой масштабный проект было бы невозможно без применения стальных конструкций. Подробности о конструктивных особенностях нового здания «Стройгазете» рассказали в Ассоциации развития стального строительства (АРСС) и в компании «Метрополис».

Сталь при строительстве гражданских объектов применяется все шире. Особенно актуален металл при возведении или реконструкции нестандартных объектов, подразумевающих большие открытые внутренние пространства. «Сталь дает широчайшую вариативность планировок, поскольку здания, построенные с применением металла, не требуют возведения внутренних несущих стен, — отмечает генеральный директор АРСС Александр Данилов. — Также сталь позволяет возводить легкие, воздушные конструкции, создающие ощущение открытого пространства. АРСС работает над популяризацией металла и внедрением его в гражданский сектор. Благодаря нашей работе снимаются барьеры в нормативно-техническом регулировании, популяризируется технология, проводятся обучающие вебинары и мероприятия для всех участников, и тем самым доля строительства с применением металлоконструкций растет с каждым годом».

Одним из проектов, в реализации которого широко применялись стальные конструкции, стал новый Дом культуры, построенный на базе реконструированной Центральной электрической станции (позднее ГЭС-2), которая была построена в начале XX века для запуска городского трамвая и прослужила верой и правдой ровно 100 лет. В 2006 году в связи с большим износом оборудования и высокой стоимостью электроэнергии было принято решение о выводе ГЭС-2 из эксплуатации.

Несколько лет станция, расположенная поблизости от Кремля, простояла заброшенной, пока в 2014 году не обрела нового собственника и амбициозную концепцию возрождения. Столичные власти совместно с инвестором — Фондом развития современного искусства V-A-C — приняли решение создать здесь Дом культуры с выставочными площадями, мастерскими, классами просветительских программ, концертным залом, библиотекой и т.д. В ходе реставрации промышленному зданию вернули исторический облик, а прилегающую территорию расчистили и благоустроили. Архитектурную концепцию Дома культуры ГЭС-2 разработало архитектурное бюро Renzo Piano Building Workshop под руководством итальянского архитектора Ренцо Пиано.

Фактически весь проект реконструкции основан на применении стали. По найденным фрагментам сохранившихся металлоконструкций был разработан проект металлического каркаса шатра, а по историческим фотографиям воссоздали внешний вид и размер флюгера, а также стальную кровлю шатра. Подъем каркаса шатра общим весом более 3,5 тонны и длиной 14 метров осуществлялся более двух часов. Архитекторы старались сохранить историческую пространственную организацию ГЭС-2, оставив зону центрального нефа свободной, превратив его в широкий проспект — 100 метров в длину и 22 метра в высоту. Благодаря такому решению появилось ощущение простора и света.

Над проектом восстановления здания работали специалисты компании «Метрополис». «В ходе реконструкции применялись сложнейшие технические решения. На объекте использовалось 20 комплектов чертежей, предусматривавших применение 4 тыс. тонн металла. Основные объемы пришлись на усиление кровли и колонн с перекрытиями, которые определили расход металла на здание. Также из стали выполнены синие трубы. Отдельное внимание стоит уделить заводам металлоконструкций, на которых сумели изготовить уникальные металлические капители», — рассказал главный конструктор проектов компании «Метрополис» Сергей Руднев.

Также металл помог создать и временные конструкции переопирания кровли. Они обеспечили сохранение положения исторической кровли на весь период ее усиления и восстановительных работ, помогли отказаться от системы лесов, дали пространство для максимального фронта работ и позволили устроить временные перекрытия для усиления исторических ферм в проектном положении. Над машинным залом со стороны Обводного канала также появились новые стальные перекрытия. Были усилены исторические фермы покрытия нефа. Для этого сделали временные поддерживающие конструкции, которые использовали во время демонтажа и восстановления исторических колонн.

Кстати:

Проект ГЭС-2 в 2021 году вошел в шорт-лист престижной премии 100+ AWARDS инженерного Оскара в номинации «Лучшее конструктивное решение — нежилое, высотное или уникальное здание».



Теги: