В 2015 году совокупный объем импорта кирпича и клинкера в Российскую Федерацию сократился на 40%, из европейских стран – более чем на 30%. По оценкам экспертов, в ближайшие годы спрос на кирпич российских производителей будет только увеличиваться.
«Текущая экономическая ситуация дает отечественным производителям широкий спектр возможностей, позволяет укрепить конкурентные позиции, – комментирует управляющий «ЛСР. Стеновые материалы» Сергей Бегоулев. – Впрочем, это касается крупных игроков, которые могут предложить большой ассортимент качественной продукции по сравнительно невысокой цене».
Главными поставщиками импортного кирпича уже долгие годы остаются такие страны как Германия, Эстония и Бельгия. При этом весь импортируемый кирпич существенно отличается от российского форматом, поверхностью и многими техническими характеристиками.
По данным департамента маркетинга строительных материалов «Группы ЛСР», объемы поставок кирпичной продукции из Германии в 2015 году сократились более чем на 45%, объем импорта из Бельгии снизился на 17%. В поставках из Бельгии преобладают кирпичи ручной формовки. Рост поставок в 2015 году наблюдался только в Эстонии: объем импорта увеличился на 9% за счет проведения акций и перехода на рублевое ценообразование.
Тренд на импортозамещение
Из Европы в 2015 году импортировались следующие виды продукции: лицевой кирпич - 33%, фасадный клинкер - 17%, тротуарный клинкер - 20%, кирпич ручной формовки (кирпич под старину) – почти 30% и прочие виды продукции.
По всем видам продукции наблюдалось снижение импорта как в 2015 году, так и в 2014 году, но в существенно меньшей степени. Сокращение объемов импорта по определенным видам продукции началось еще в 2013 году и, в первую очередь, затронуло тротуарный клинкер. Так, в 2013 году объем поставок данного вида клинкера разного формата составил порядка 28 миллионов штук, в 2014 году – 23,5 миллиона. Импорт тротуарного клинкера в 2015 году снизился еще на 45% и составил около 13 миллионов штук.
Ситуация у российских производителей более оптимистичная. В 2015 году объем продаж тротуарного клинкера «Группы ЛСР» составил 13 миллионов штук кирпича (или 6,5 миллионов штук условного кирпича в пересчете на формат 250х120х65мм), что на 40% больше, чем в 2014 году и в десятки раз больше чем в 2013 году.
Всего в 2015 году продажи импортозамещающей продукции (фасадный клинкер, тротуарный клинкер, лицевой полнотелый кирпич и прочие керамические элементы) в «Группе ЛСР» выросли до 23,4 млн штук (или 14,5 млн условного кирпича в пересчете на стандартный кирпич).
Сергей Бегоулев рассказывает, что в прошлом году компания существенно расширила географию поставок: Москва, Казань, Краснодар, Ярославль, Калининград, Новосибирск, а также Казахстан. Основными покупателями фасадного и тротуарного клинкера остаются частные клиенты (порядка 80 % от общего объема сделок), муниципалитеты, застройщики. Так, фасадный клинкер терракотового, серо-бежевого и темно-серого оттенка будет применен при возведении жилого комплекса арт-класса Группы ЛСР «ЗИЛАРТ» в 5 километрах от центра Москвы.
В ближайшие годы тенденция по сокращению объемов импорта кирпича будет продолжаться. На рынке уже появились производители кирпича ручной формовки. Таким образом, местные производители сформировали предложение по полному замещению импортной продукции (от тротуарного и фасадного клинкера до кирпича ручной формовки). «Тем не менее, полностью с российского рынка импортная продукция не уйдет: по отдельным категориям привозного кирпича спрос сохранится. В 2016 году цены на кирпич отечественного производства будут оставаться на прежнем уровне», - прогнозирует Сергей Бегоулев.
Источник: пресс-служба группы «ЛСР»