Риски суверенитета: об импортозамещении в лифтовой отрасли — накануне праздника

Риски суверенитета: об импортозамещении в лифтовой отрасли — накануне праздника

Риски суверенитета: об импортозамещении в лифтовой отрасли — накануне праздника Shutterstock/FOTODOM
1 февраля российские лифтовики отмечают свой профессиональный праздник. В этот день в 1949 году вышло в свет постановление Совета Министров СССР «Об организации производства лифтов» — и эта дата была единодушно принята отраслью в качестве Дня работника лифтового хозяйства.

К нынешней дате лифтостроительные предприятия страны подходят с неплохими результатами: устойчиво растет выпуск продукции, происходит достаточно активное обновление лифтового парка в регионах, на смену устаревшим лифтам приходит новое и современное оборудование. Но несомненные достижения всегда соседствуют с нерешенными вопросами и проблемами. В том числе это относится и к ряду аспектов, связанных с процессами импортозамещения в лифтовой отрасли. Риски и сложности, сопутствующие проведению данной политики, требуют внимательного к себе отношения и обсуждения на уровне профессионального и экспертного сообщества.

Тенденции последних лет, направленные на замещение импорта, оказали серьезное воздействие на процессы в отечественном лифтостроении и на производство лифтов. В этой отрасли обеспечение импортозамещения реализуется посредством локализации производства, а экономический смысл такой политики для хозяйствующих субъектов заключается в получении статуса российского производителя лифтов и, исходя из этого, в признании произведенного лифта отечественным и использовании преимуществ такого положения дел при госзакупках и капитальном ремонте, прежде всего, в жилом секторе. Для государства же импортозамещение в этой сфере в текущих условиях является средством снижения импортных поставок (и, соответственно, оттока валюты из страны), а также мерой поддержки своего производителя.

Как напоминает независимый эксперт лифтовой отрасли Андрей Кряков, реализация современной политики импортозамещения в российском лифтостроении началась несколько лет назад. Предполагалось решить эту задачу к 2017-2018 годам, но, как часто бывает, жизнь внесла в планы свои коррективы.

Приказом Минпромторга РФ от 31 марта 2015 года №654 «Об утверждении плана по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения» в план импортозамещения были включены разделы «Подъемно-транспортное оборудование», в который вошли лифты со скоростью движения кабины более 2 м/с и лифты малые грузовые, и раздел «Комплектующие для подъемно-транспортного оборудования», включающий в себя лебедки, привод дверей, частотные преобразователи и системы управления для скоростных лифтов. А в 2016 году при министерстве была создана экспертная рабочая группа научно-технического совета по развитию тяжелого машиностроения по направлению «Лифты».

Далее Фонд развития промышленности (ФРП) при Минпромторге одобрил предоставление льготного займа на реализацию инвестиционного проекта ООО «Завод «ВЕК» для производства пассажирских и грузовых лифтов собственной разработки грузоподъемностью до 5 тонн и скоростью движения до 2,5 м в секунду. При этом озвучивались планы, что доля отечественных комплектующих в производстве лифтов «ВЕК» составит не менее 70%. Однако данный проект не состоялся, и ФРП пришлось через суд возвращать свой заем. При этом к настоящему времени удалось организовать производство лифтовых лебедок на ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод».

А совсем недавно, в сентябре 2021 года, внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 года №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», которым устанавливаются критерии подтверждения производства лифтов на территории нашей страны. В их числе сформулированы следующие требования:

— наличие прав на конструкторскую и технологическую документацию на лифты пассажирские на срок не менее 5 лет;

— наличие на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции;

— производство на территории РФ и других стран

— членов ЕАЭС основных комплектующих и узлов безопасности с присвоением соответствующих баллов и ежегодным (до 2024 года) повышением суммы баллов.

Вместе с тем, у политики по достижению технологической и производственной самостоятельности в отечественном лифтостроении есть и оборотная сторона, о которой не следует забывать. Ведь при положительных результатах реального импортозамещения также существуют риски возникновения отрицательных последствий внедрения программ по импортозамещению. И активное «импортозамещение» может на практике использоваться для обоснования устранения конкурентов или проявления недобросовестной конкуренции, что способно привести к росту монополизации отрасли.

Статистика (см. таблицу) свидетельствует, что доля импорта колеблется в пределах 25-35%, причем с учетом и лифтов, произведенных в Белоруссии, входящей в ЕАЭС. То есть доля импорта из «дальнего зарубежья» не такая и большая.

№_03_2022-8.jpg

«Хотелось бы в результате реализации плана по импортозамещению получить повышение качества продукции и рост конкурентоспособности, чтобы потребитель на конкурентном рынке мог выбирать продукт, наиболее отвечающий его потребностям в соотношении цена-качество», — подчеркивает Андрей Кряков, добавляя, что импортозамещение, по его мнению, ни в коем случае не должно ставить под угрозу не только надежность и безопасность лифтов, но и конкуренцию и рыночные отношения в целом.

Отдельно следует отметить, что фактически ставится задача сокращения импорта и замещение его отечественной продукцией на внутреннем рынке, но не задача выхода на внешние рынки и расширения географии поставок российских производителей лифтов. А ведь именно это и свидетельствовало бы о создании реально конкурентного продукта. Как неоднократно было удостоверено на практике, в текущих условиях недостаточно только создать продукт, к этому следует приложить логистические решения, маркетинг и другие важные составляющие, которые обеспечат его продвижение и успех на высоконкурентных рынках.

Также следует отметить, что импортозамещение взаимоувязано с процессом консолидации отечественного лифтостроения, начало которому положено на совещании правительства РФ на Щербинском лифтостроительном заводе (ЩЛЗ) в 2019 году. По итогам этого мероприятия была составлена и реализуется «дорожная карта» по развитию лифтовой отрасли. ЩЛЗ контролируется госкорпорацией «ДОМ.РФ», которая в собственной стратегии ставит задачей развитие лифтовой отрасли. Нелишне напомнить, что данный факт подвергался критике со стороны лифтового сообщества ввиду предполагаемых последствий в виде монополизации.

И, наконец, в 2021 году ЩЛЗ сообщил, что закупит в лизинг оборудование для выпуска новой линейки лифтов с повышенной скоростью движения с привлечением займа ФРП.

«Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи по импортозамещению будут достигнуты, хотя и не в изначально намеченные сроки. Однако как это отразится на экономике отрасли, инвестиционной привлекательности и уровне конкуренции в целом, пока не очевидно», — заключил Андрей Кряков.



Теги: