
В отраслевом отношении программа «накрыла» промышленное и гражданское строительство, дорожное строительство и ЖКХ.
К слову, Москва, показывая всем пример в сфере строительства, озадачилась вторичными ресурсами и сырьем очень давно. Так, при сносе домов по программе реновации здесь используются «умные» технологии, которые предполагают полезное использование строительного мусора. Это подразумевает поэтапный демонтаж зданий с разделением отходов на фракции, которые перерабатываются на специализированных предприятиях, а продукты переработки либо утилизируются, либо подлежат повторному использованию, например, на отсыпке полотна строящихся дорог.
«Повторное вовлечение в производство рециклингового щебня для производства тяжелых бетонов общестроительного назначения распространено во всем цивилизованном мире» — отмечает завлабораторией НИИЖБ имени А. А. Гвоздева Замир Беппаев.
Отклик дорожной отрасли
Строительство транспортной инфраструктуры подразумевает перемещение, извлечение и замену миллионов кубов непригодных грунтов. Это особенно актуально для большинства российских территорий, где основу составляют слабые грунты водонасыщенных и болотистых местностей. Поэтому вторичное использование материалов, примененных ранее при строительстве реконструируемых дорог, — способ сэкономить деньги и сберечь окружающую среду.
В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете в этой парадигме прошла конференция «Использование вторичных ресурсов при проведении работ по реконструкции, ремонтам и капитальным ремонтам автомобильных дорог».
Идея использовать переработанный асфальтобетон (RAP) в дорожном строительстве не нова. Глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко отметил на открытии конференции, что на объектах «Автодора» переработанный асфальт активно «работает» при реконструкции, ремонте и капитальном ремонте дорог. Кстати, в организации поставлена амбициозная цель: в ближайшие три года довести долю RAP в асфальтобетонных смесях для верхнего слоя покрытия до 30%. Что выглядит особенно значимо на фоне растущих цен на стройматериалы.
Руководитель «Автодора» особо подчеркнул: «Ежегодно объем асфальтогранулята в рамках ремонтов на объектах госкомпании составляет порядка 900 тыс. тонн. Применение вторичных материалов позволяет экономить бюджетные средства и предоставляет возможность за те же самые деньги сделать больше, не ухудшая эксплуатационные характеристики дороги. И это важнейший показатель: чтобы пользователь на нашей трассе ехал безопасно, качественно».
Вячеслав Петушенко, говоря о том, что в «жирные» годы мало кто задумывается о новых технических решениях и считает деньги, привел такой любопытный факт: «Мы сейчас реализуем объект «Казань—Екатеринбург» (в составе М-12), всего 275 км. Так вот, использование местных ресурсов позволило сэкономить 53 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетом некоторых субъектов РФ».
Если говорить в цифрах, то за три последних года на объектах организации использовано около 245 тыс. тонн асфальтобетона с добавлением RAP. Уже в нынешнем году автодоровцы наметили добавлять асфальтогранулят в 19% всего асфальтобетона, который будет использован на объектах госкомпании. Как подчеркнули в «Автодоре», «это не только снижает затраты, но и минимизирует воздействие на окружающую среду, уменьшает расход природных ресурсов и повышает эффективность работ. Также это позволяет снизить стоимость асфальтобетонных смесей, уменьшить энергозатраты при производстве».
Чтобы широко использовать RAP, его надо произвести из материалов старого полотна. Для этого, как сообщили на конференции, необходимо провести модернизацию АБЗ, внести соответствующие поправки в «нормативку», подготовить нужных специалистов.
Применять RAP шире
Президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей РОСАСФАЛЬТ, председатель ТК 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров отметил, что сейчас в стране разработано и действует восемь стандартов по применению фрезерованного асфальтобетона (тот самый асфальтогранулят). Но широко RAP в дорожном хозяйстве страны не применяется, в том числе по вине проектировщиков.
Заместитель директора департамента эксплуатации и безопасности дорожного движения ГК «Автодор» Евгений Сорокин, говоря об объемах образования и мероприятиях по обеспечению использования асфальтогранулята, отметил, что ежегодно при проведении капитального ремонта и ремонта на объектах госкомпании образуется порядка 900 тыс. тонн этого материала. Повторное применение в качестве укрепления обочин и материала органоминеральных смесей не обеспечивает его полноценное и эффективное использование, особенно асфальтогранулята, образованного при фрезеровании верхнего слоя покрытия.
По словам докладчика, щебень относится к исчерпаемым природным материалам, в связи с чем в будущем вся строительная отрасль может столкнуться с дефицитом этого материала. В совокупности с постоянным ростом цен на стройматериалы, в том числе на битум, возрастающими затратами на логистику необходимо проработать технологии повторного применения RAP из дорожных одежд.
Существующая нормативная база позволяет использовать RAP в верхних слоях покрытия в асфальтобетонных смесях до 20%; в нижнем слое покрытия и верхнем слое основания, а также в верхнем и нижнем слоях покрытия вне основного хода до 40% асфальтогранулята. При этом внутренние правила ГК «Автодор» (СТО АВТОДОР 2.7-2016) трактуют эти нормы намного шире.
В рамках пилотных проектов практикуется применение переработанной асфальтобетонной крошки в объеме 20% от смеси на нижних слоях асфальтобетонного покрытия и 10% на верхних. Так, в 2024 году было повторно применено 18 тыс. тонн RAP на автомобильной дороге М-4 «Дон» и на А-107 ММК. В нынешнем году на объектах ремонта госкомпании предполагается использовать до 19% асфальтогранулята в общем объеме уложенного асфальтобетона.
В «Автодоре» была выработана «дорожная карта» по использованию RAP при проведении дорожных работ, в которой обозначено, что для расширения применения асфальтогранулята при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на сети дорог, находящихся в доверительном управлении госкомпании, сформирован перечень объектов для применения асфальтобетонных смесей с RAP, будет доработан СТО АВТОДОР 2.7-2016 в части фрезерования и складирования асфальтобетона для повторного применения, будут сформированы предложения по разработке расценок на смеси с RAP и будет расширяться компетенция ООО «Автодор — Эксплуатация» по переработке гранулята для его повторного использования.
Номер публикации: №09 14.03.2025