Общий объем инвестиций российской компании SLK Cement (входит в международную корпорацию Buzzi Unicem) в свои уральские заводы за последние три года превысил 5 млрд рублей. О дальнейших планах предприятия и перспективах развития цементного производства в регионе «Стройгазете» рассказал генеральный директор SLK Cement Андрей ИММОРЕЕВ.
«СГ»: Андрей Игоревич, как вы оцениваете деятельность вашей компании на Урале?
Андрей Иммореев: Мы добились главного — местная продукция от SLK Cement отвечает высоким международным требованиям к качеству, обладает превосходными техническими параметрами, наш цемент может использоваться для промышленного, коммунального и дорожного строительства, а также для производства готовых смесей, сборных железобетонных и различных бетонных конструкций.
SLK Cement максимально интегрирована в экономику региона, дважды за последние годы была победителем регионального конкурса министерства финансов Свердловской области «Лучший налогоплательщик года». Пример: за 2019 год компания уплатила в бюджеты разного уровня более 1,7 млрд рублей — почти на 40 млн больше, чем в 2018 году. Наличие положительного финансового результата хозяйственной деятельности обеспечило индексацию зарплаты, реализацию проектов модернизации оборудования на производстве, а также участие в развитии социальной инфраструктуры на территориях присутствия.
«СГ»: На какие ниши рынка вы ориентируетесь прежде всего? Кто ваши основные потребители?
А.И.: Наши заводы выпускают различные виды цемента — строительный, дорожный и тампонажный, — являясь неизменными лидерами цементного рынка Урала. Продукцию используют практически на всех стройках региона. Терминальная сеть охватывает УрФО и Западную Сибирь: действуют два терминала в Новосибирске, по одному в Тюмени, Перми, Оренбурге, а также в Сургуте и Нижневартовске для отгрузки в мягких контейнерах.
Продукция компании регулярно поставляется на объекты ведущих нефтегазовых компаний, полностью соответствует стандартам мирового уровня. Цемент нашего филиала «Сухоложскцемент» неоднократно поставлялся для реализации программы развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны России — Северного широтного хода на Ямале, строительства проекта по производству сжиженного природного газа в ЯНАО.
Отмечу, что предприятие «Сухоложскцемент» создавалось для обеспечения цементом нефтеносных районов Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. И ныне это наш основной регион поставки тампонажного цемента. Поставки такой продукции за пределы УрФО — выбор клиента в пользу высокого качества. Дорожный цемент используют при строительстве трасс и при ремонте аэропортов. Недавно SLK Cement поставляла продукцию для новых взлетно-посадочных полос аэродромов в Челябинске и Тобольске, а также для реконструкции трассы М5 «Урал». Цемент, производимый предприятиями компании, использовался при возведении завода «ЗапСибНефтехим», спецобъектов Росатома, строительства спортивной арены «Арена-Омск», торговых центров, включая «Пассаж» в Екатеринбурге.
Некоторые марки цемента поставляем для зарубежных компаний — заключен договор на поставку цемента в Туркменистан, нашу продукцию используют на строительстве скважин в Узбекистане.
«СГ»: В чем конкурентные преимущества ваших решений и технологий?
А.И.: Весь цемент заводов SLK Cement (тампонажный в том числе) сертифицирован в соответствии с ГОСТ и по международному стандарту API-10A Американского института нефтепродуктов (American Petroleum Institute).
Если заказчику нужен продукт с определенными характеристиками, специалисты компании подбирают необходимый состав смеси. Добиться нужных показателей можно за счет спецдобавок или процентного соотношения компонентов. И для клиентов всегда сделают «правильный» цемент.
Одна из отличительных особенностей — использование для производства собственного сырья. Так, «Сухоложскцемент» добывает компоненты на Кунарском месторождении известняков, в карьерах аргиллитов и трепелов. Сырьевая база завода в Коркино — Шеинское месторождение известняков и глин. Качество сырья специалисты предприятий контролируют самостоятельно.
Многие покупатели говорят, что им важна стабильность, цемент не должен быть сегодня чуть лучше, а завтра чуть хуже. Продукт SLK Cement отличается высоким качеством из-за стабильной сырьевой базы, отлаженных производственных процессов.
Компания уделяет большое внимание сбытовой логистике. Для удобства клиентов SLK Cement планирует организовать возможность заказа цемента с доставкой: специалисты компании уже выбрали для этого надежных транспортных операторов. Их использование позволяет увеличить скорость и зону поставок и отгружать меньшие партии.
В последние два года был реализован сложнейший проект по модернизации цементной мельницы № 5 завода «Сухоложскцемент» с одновременным монтажом нового сепаратора. Работы по ее обновлению стартовали в 2019 году, активная фаза проекта пришлась на пандемию коронавируса. Несмотря на сложности из-за ограничений в 2020 году, специалисты SLK Cement и подрядных организаций блестяще справились с поставленной задачей. Монтаж оборудования на мельнице № 5 начался в феврале 2020 года и завершился в августе, после чего она была запущена по замкнутому циклу. Установленный сепаратор позволил повысить надежность и производительность работы мельницы на 10-25%. Также новое оборудование дает возможность выпускать большее количество цемента, в том числе с высоким классом прочности. Поэтому в конце 2020 года мельница № 5 стала выпускать новые марки цемента — ЦЕМ I 42.5Н с известняком, ЦЕМ II/А-И 42.5Н, ЦЕМ II/В-И 32.5Б.
«СГ»: Как вы оцениваете потенциал сотрудничества c европейскими партнерами?
А.И.: Нам близки и понятны цели, направленные на международное сотрудничество и расширение контактов между представителями разных стран, поиск совместных путей роста промышленности.
Второй год компания SLK Cement подтверждает свое членство в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) — крупнейшем представительстве иностранных инвесторов в России. Как и другие участники АЕБ, компания настроена на укрепление экономических связей между Евросоюзом и Россией, а также на улучшение инвестиционного климата страны.
«СГ»: Каковы ближайшие планы компании? Какие технологии вам представляются более перспективными?
А.И.: Мы стремимся следовать принципу Густава Дюккерхоффа, одного из основателей Группы Дюккерхофф, который в 1864 году сказал: «Качество производимой нами продукции превосходно, и мы будем обращать особое внимание на то, чтобы оно всегда оставалось неизменно хорошим».
Строительная отрасль ощутила снижение покупательского спроса населения ввиду сокращения доходов из-за влияния пандемии на экономику. Несмотря на увеличение количества одобрений по ипотечным кредитам, весомым фактором станет риск снижения платежеспособности людей. Соответственно, акцент, который ранее был сделан на жилищное строительство, будет смещаться на проекты дорожного и инфраструктурного развития, инициируемого государством. За счет реализации продукта для этих направлений компания может получить эффект компенсации в объемах продаж.
Компания видит необходимость освоения новых стандартов развития дорожной инфраструктуры и заблаговременной модернизации производства в соответствии с экологическими требованиями мирового класса. Определяющим критерием при выборе покрытия является «жизненный цикл» дорог. Переход на цементобетонные покрытия трасс продлит сроки эксплуатации почти в три раза. Более того, такая технология позволит сэкономить до 32% от стоимости строительства скоростной трассы Москва — Казань — Екатеринбург. Цементники к изменениям готовы: большинство крупных производителей разработали и сертифицировали необходимые марки и способны покрыть потребности дорожников.
Еще одна тема — минимизация вредных выбросов. ЕС уже готовит налог на импорт продукции в зависимости от количества СO2, выделяемого при изготовлении. Нужно заблаговременно принять меры, модернизировать производство уже сейчас. Опытом такой работы мы готовы поделиться с партнерами.
Интересна перспектива применения в индивидуальном жилищном строительстве строительных 3D-принтеров. Мы рассчитываем, что в обозримом будущем эта технология займет свое место под солнцем! Наши американские коллеги подобрали подходящий вид цемента для печати домов. Убежден, что сможем аналогичную марку цемента предложить в России в необходимом количестве и качестве.
Отмечу, что с 1 января 2022 года с правом досрочного применения в России, Белоруссии, Армении и Киргизии начнет действовать ГОСТ 1581-2019 «Портландцементы тампонажные. Технические условия». Этого значимого для цементной отрасли события цементники ждут уже давно, работа по обновлению стандарта велась несколько лет научно-техническими подразделениями крупнейших участников рынка.
Для производителей тампонажного цемента существует два основополагающих документа, на которые они ориентируются при производстве продукции, — ГОСТ 1581 и стандарт API Specification. Изначально отечественный текст был унифицирован со спецификацией API 10А в части требований к цементам классов G и H. В течение последующих двадцати лет вышло несколько редакций зарубежного документа, а ГОСТ 1581 оставался в прежнем виде.
Как ведущие производители тампонажного цемента на российском рынке мы давно видели необходимость обновления ГОСТ, внесения в него современных требований. При поддержке других участников рынка нам удалось провести глобальную работу, которая позволит производить по отечественным стандартам продукцию, соответствующую международным требованиям.
Справочно:
SLK Cement является частью Buzzi Unicem в составе Восточного Дивизиона Дюккерхофф. Buzzi Unicem — корпорация, расположенная в Италии и объединяющая заводы в 14 странах с более чем 10 000 сотрудников по всему миру. Компания представлена тремя промышленными площадками по производству цемента: два завода располагаются на Урале в городе Сухой Лог Свердловской области и поселке Коркино Челябинской области, один — в Омске.
Номер публикации: №42 29.10.2021