Центры прибыли
Как заявил в начале совещания президент ЕЛА Олег Никандров, в настоящее время лифтовая отрасль столкнулась с рядом проблем. Ограничения, связанные с поставками оборудования и комплектующих, необходимость импортозамещения, снижение финансирования регионами программ капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), а также уход зарубежных производителей — все эти факторы привели к падению загрузки ведущих отечественных производителей, что, в свою очередь, отражается на темпах обновления лифтового парка в стране.
Сейчас острота вопроса только нарастает, так как до 2025 года требуется заменить около 85 тыс. лифтов (из них 61 700 с уже истекшим сроком службы в 25 лет, плюс 23 700 тех, у которых данный срок вскоре истечет). При этом только в 22 субъектах РФ в планы по капремонту включены все лифты, требующие замены. В большинстве регионов не планируется заменить большую часть изношенных лифтов, около 50 тыс. лифтов не попало в программы капремонта на ближайшие годы.
Между тем, с начала текущего года аукционы по замене лифтов в МКД состоялись только в 31 регионе. Заключены контракты всего на 4 836 лифтов, причем 2 400 из них — это один контракт Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ) с Нижегородской областью. Но лифты, напомнил Олег Никандров, нужны и для новых домов, так как около 80% из 9 500 строящихся МКД имеют высотность в шесть и более этажей.
Эта проблематика находится в фокусе внимания российского правительства и профильных структур. Как заявил генеральный директор «ДОМ.РФ» Виталий Мутко, сейчас рассматривается целесообразность ряда мер поддержки добросовестных участников рынка, например, через программы факторинга, защиту интересов отечественных производителей, прямые закупки регионами лифтов у российских предприятий. «Производители должны быть центрами прибыли, которую они смогут направить на развитие, выплату зарплат и социальную поддержку сотрудников», — считает он.
А пока меры поддержки лифтовиков не приняты, производители договариваются с регионами самостоятельно — на условиях, которые позволяют загрузить мощности. В этой связи позитивным является опыт Нижегородской области. Благодаря тому, что в начале года ЩЛЗ предоставил этому региону рассрочку на пять лет, там удалось резко увеличило показатели замены лифтов. Сейчас внедрить у себя аналогичный механизм намерены 11 других субъектов РФ, в том числе Ростовская, Волгоградская и Тюменская области.
Также предполагается создать Единый реестр лифтов на базе Единой информационной системы жилищного строительства. Это обеспечит прозрачный процесс замены лифтов по всей территории России, доступ к сведениям о лифтах в режиме реального времени. Информация реестра позволит анализировать состояние лифтов и составлять планы их замены.
Присмотреться к импорту
Осенью прошлого года российские лифтовики опасались, что на рынок хлынут лифты китайского и турецкого производства. Пока этого нет, констатировал Олег Никандров, хотя динамика роста импорта наблюдается.
По данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС), в прошлом году доля импортных лифтов среди запущенных в эксплуатацию выросла до 33,4% (годом ранее было 25%). Однако большей частью это лифты из Белоруссии, прежде всего — Могилевского лифтового завода, поэтому увеличение импорта пока беспокойства не вызывает. Поставки лифтов из Китая выросли в полтора раза, но в целом заняли лишь 8,8% рынка, из Турции увеличились втрое, но не превысили 3%. Лишь 86 лифтов (0,22%) были привезены из Кореи, один лифт из Узбекистана.
В то же время качество импортных лифтов нуждается в дополнительном мониторинге. Как рассказал первый вице-президент Национального лифтового союза (НЛС) Алексей Захаров, имеется информация, что реальный гарантированный срок службы изготовленных в Китае лифтов составляет не более 14 лет. Однако при сертификации их для поставок в Россию появляется срок в 25 лет. «Возникает ситуация обмана потребителя», — считает представитель НЛС.
Подобные опасения небезосновательны. Ранее аналогичные несовпадения «ожиданий и реальности» имели место и с другой промышленной продукцией из Поднебесной. В Минпромторге РФ в курсе этих проблем. «О лифтах недавно поступила такая информация, мы включились в работу», — заверил заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения министерства Иван Трощенков, добавив, что обсуждается и вопрос повышения таможенных пошлин на лифты из этой страны. Поддержать комплексно Лейтмотивом во время совещания прозвучала тема развития отечественных технологических возможностей. Успешный опыт внедрения новаций уже имеется на ряде заводов. Так, при поддержке «ДОМ.РФ» ЩЛЗ завершил первый этап глубокой модернизации, автоматизации и цифровизации производственных процессов. На предприятии начат выпуск высокоскоростных лифтов для эксплуатации в высотных зданиях (до 40 этажей включительно). В планах щербинцев запуск собственного производства безредукторных лебедок (пилотный выпуск состоится уже в этом году), создание современной станции управления всеми типами лифтов с распределенными центрами обработки данных (первая опытно-промышленная партия появится в 2024-м) и разработка новых моделей узлов безопасности (ловители и натяжное устройство, ограничители скорости и т. д.).
Этот позитивный пример доказывает, что при условии комплексной господдержки лифтостроение готово выйти на новый технологический уровень и существенно нарастить выпуск продукции. Вместе с тем, заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов напомнил участникам совещания, что за последние годы государством была оказана поддержка лифтостроительной отрасли в размере более 330 млн рублей. В основном это было субсидирование затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Александр ЛОМАКИН, первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
«Чтобы производители лифтового оборудования могли перестраиваться, максимально локализовать производство, им нужно понимать свою загруженность. Координируем эти действия, для того чтобы максимально переходить на прямые долгосрочные контракты с производителями»
Виталий МУТКО, генеральный директор «ДОМ.РФ»:
«Перед лифтовой отраслью стоит важная задача: в течение двух лет необходимо заменить все устаревшие лифты в стране. Это вопрос безопасности людей. Современные подъемники нужны и в новостройках. Общими усилиями наших производителей отрасль способна обеспечить регионы и застройщиков достаточным объемом отечественного оборудования»
Номер публикации: №11 31.03.2023