Прозрачный намек: стекло как образец экологически безупречного строительного материала

Прозрачный намек: стекло как образец экологически безупречного строительного материала

Прозрачный намек: стекло как образец экологически безупречного строительного материала Shutterstock/FOTODOM

Анастасия АБАШЕВА, руководитель интерьерного отдела архитектурного бюро T+T Architects:

Рынок недвижимости оказался в точке пересечения событий, переворачивающих представление о проектировании, строительстве и эксплуатации зданий. Инфляция энергоресурсов и материалов, переход на удаленные сценарии работы, пересмотр подходов к организации жилых и коммерческих пространств заставляют бизнес разрабатывать более гибкие стратегии развития индустрии. В данном контексте работа со стеклом становится одним из наиболее перспективных направлений в архитектуре и дизайне.

Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда во всем мире не только стремительно растет стоимость эксплуатации зданий, но и ужесточаются требования к экологичности строительства, в том числе на законодательном уровне. Стекло — безопасный и полностью перерабатываемый материал, позволяющий значительно улучшить показатели инсоляции и снизить использование электрического света. Качество освещения напрямую влияет на психологический климат, что крайне важно в условиях удаленной работы, локдауна и стрессовой ситуации в обществе. Кроме того, работа со стеклом значительно расширяет горизонты архитектуры и дизайна, а новые технологии превращают данный материал в один из самых гибких инструментов в руках девелопера.

В своей естественной форме стекло как материал для изготовления украшений ценилось еще в древние времена. Стеклодувное ремесло сделало этот материал более доступным, но его применение в строительстве долгое время было связано с серьезными ограничениями. Ситуация резко изменилась в конце XIX века с изобретением железобетона, позволившего отказаться от обязательности поддержки пола здания его стенами. Это привело к революции в использовании стекла при оформлении фасадов и интерьеров, придало мощный импульс развитию новых архитектурных школ, работе с естественным освещением, пространством зданий.

Кульминационным моментом стало создание в середине XX века технологий триплекса, закаленного стекла и флоат-процесса. Флоат, или термополированное стекло — это высококачественный материал, повсеместно применяемый в современном промпроизводстве и строительстве. Его светопропускной индекс достигает 85-90%, а высокая прочность на изгиб, сжатие и растяжение сохраняется даже на очень больших по размерам листах. При утолщении таких изделий они приобретают зеленоватый оттенок, а коэффициент светопропускания несколько снижается. Стоимость же производства и продажи специального просветленного стекла (Optiwhite) выше, чем у других образцов. Часто архитекторы хотят работать именно с просветленными образцами, не меняющими цвет объектов, но сегодня также сложилась и определенная симпатия к зеленоватому стеклу: в ряде случаев именно эта особенность становится инструментом создания архитектурных и дизайнерских решений. Так, очень эффектно могут смотреться стены из стеклоблоков с зеленоватым отливом в сочетании с чистым брутальным бетоном.

Стемалит — стекло, декорированное эмалью, а затем обожженное до степени сплавки. Такой материал обладает самыми разными оттенками, бывает прозрачным или полупрозрачным. Использование стеламита можно назвать отдельным направлением в дизайне и отделке. Часто его применяют в общественных пространствах с высокими показателями трафика, так как данный материал устойчив к влиянию агрессивных сред и появлению царапин. Пожалуй, главными врагами такого стекла оказываются острые углы различных предметов, при неосторожном контакте оставляющие сколы на поверхности. Сегодня у крупных производителей найдутся практически любые оттенки, гамма и фактура стеламита.

Инструментарий, который получает архитектор, работая со стеклом, позволяет воплотить на практике множество прогрессивных и смелых идей; часто именно вид, цвет, характер, фактура стекла становятся источником вдохновения для создания всего здания или интерьера. В большой архитектуре стекло выступает в качестве окна во внешнюю среду и одновременно является преградой для проникновения излишнего излучения и потери тепла. Это материал, во многом формирующий как эстетику проекта, так и его технологическую карту.

Чем более совершенными становятся системы структурного остекления, тем менее заметен металл, используемый при создании конструктива здания. Это позволяет открыто и в доступной форме демонстрировать различные архитектурные особенности. Сегодня дизайнеры могут создавать яркие, залитые светом, максимально проницаемые пространства с дополнительными преимуществами в виде отличной теплоизоляции и защиты от чрезмерных бликов солнца.

Развитие технологий в данном контексте позволяет усилить связь внутреннего пространства с внешним, размыть границы между первыми этажами зданий и окружающей средой. Одним из основоположников этой философии был знаменитый архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe), чей возведенный в 1950 году «прозрачный дом» в штате Иллинойс в США — первое здание с полностью стеклянными стенами и без единой внутренней. Полурастворенный в пейзаже дом произвел революцию в понимании того, как может себя ощущать человек в жилом пространстве. Теперь же архитекторы соревнуются в поиске баланса между желанием чувствовать себя в контексте окружения и личной приватностью.

В качестве современного примера мастерской работы со стеклом можно привести проекты SANAA — японского архитектурного бюро со своим неповторимым почерком, чьи кейсы часто реализованы в схожей палитре, что создает возможность очень точно показывать пластику объемов. Вызывает восхищение и внимательность архитекторов бюро к деталям, а использование современных материалов — в том числе стекла — позволяет создать зрительно целостную композицию с понятной артикуляцией. Сейчас под их кураторством завершается реализация проекта по редевелопменту знаменитого универмага La Samaritaine в Париже. Идея состоит в том, что на обновленную «Самаритянку» словно наброшена изящная вуаль, скрывающая многоуровневое пространство. Данный элемент может показаться незатейливым, но за обманчивой простотой скрывается идеально выверенная геометрия, которую создает именно высококачественное молнированное стекло. Ритмичность фасада из волнообразного стекла соответствует духу истории знаменитого универмага; в нем можно рассмотреть отражение рисунка противоположной стороны улицы, а когда человек гуляет вдоль фасада «Самаритянки», то видит, как отражения плавно двигаются, — и характер восприятия меняется. Такое решение стало прекрасной данью уважения столице Франции и району с богатой историей, которая продолжается и сегодня.

Что нас ждет в будущем? Ученые и технологи изучают возможности повысить роль остекления в регулировании микроклимата внутри зданий. Что, если бы оно могло реагировать на период воздействия света изменением прозрачности в течение дня? Сходные образцы таких технологий существуют уже более 50 лет и впервые были использованы в линзах для очков: в стекло встроены микрокристаллические молекулы хлорида серебра или другого галогенида серебра, становящиеся прозрачными в условиях искусственного освещения, но темнеющие при воздействии ультрафиолетовых (УФ) лучей.

Стекло способно регулировать свои светопропускающие свойства в зависимости от температуры воздуха, что стало возможным благодаря термочувствительным покрытиям, например, диоксиду ванадия. Также сейчас ведутся разработки по созданию покрытий с угловой селективностью, которые могут блокировать летний свет под большими углами и пропускать зимний солнечный свет под меньшими углами.

Пока еще эти решения нельзя эффективно и экономично использовать в масштабах, необходимых для массового применения, но ожидается, что в ближайшие годы их доступность возрастет на порядок, придав новый импульс развитию архитектуры и дизайна.

«2022 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом стекла, чтобы подчеркнуть роль стекла в научной, экономической, культурной и других сферах жизни»



Теги: