Постучать по дереву: какие шаги необходимы со стороны государства для стимулирования глубокой переработки древесины?

Постучать по дереву: какие шаги необходимы со стороны государства для стимулирования глубокой переработки древесины?

Постучать по дереву: какие шаги необходимы со стороны государства для стимулирования глубокой переработки древесины? Shutterstock/FOTODOM

Иван МЕЛЕХОВ, совладелец компании по производству напольных деревянных покрытий FiNEX:

мелихов 1.jpg

По данным аналитиков, цены в России на пиломатериалы и продукцию из дерева остаются стабильно высокими. Многие компании-производители уже жалуются на повторное увеличение закупочных цен, а это напрямую влияет на стоимость продукции для конечного потребителя.

По моему мнению, сам запрет на экспорт необработанной древесины не снижает стоимость сырья на внутреннем рынке. Это могло быть актуально для Дальнего Востока, но тут важно оговорить несколько факторов. Для лесозаготовителя, лесопереработчика возможны дополнительные затраты на обеспечение требований по оборудованию складов хранения древесины средствами видеофиксации и мероприятия по огораживанию территории, обеспечению обязательной фиксации транспортных средств, осуществляющих перевозку древесины. То, что некоторые компании связывают рост цен с необходимостью работы в системе ЛесЕГАИС, тоже не совсем верно. Ведь «ЛесЕГАИС» в первую очередь должна решать вопросы с учетом и прослеживаемостью всей цепочки оборота древесины: от заготовки на делянке до пунктов ее переработки и далее — до экспорта.

Основной проблемой сейчас является то, что рынок сырья подвергся ажиотажному спросу. Причиной этого роста можно назвать сбой в цепочках поставки сырья в связи с распространением коронавирусной инфекции в России и в мире, что привело к отложенному резкому спросу со стороны потребителей на сырье. Также, в условиях отсутствия значительного количества предложений со стороны производителей в пост ковидный период выросла стоимость сырья для отделочных материалов. В свою очередь, продавцы повысили стоимость с целью получения максимальной выгоды. Затраты на сырье в себестоимости фанеры, древесно-стружечных (ДСП) и древесно-волокнистых плит (ДВП), целлюлозы, бумаги и картона, шпонов превысили 40%.

Еще одной причиной роста цен можно назвать отсутствие контроля и надзора за лесными рантье, которые в свое время (в конце 1990-х и начале 2000-х годов) заключили договоры аренды лесных участков, не осуществляют собственную переработку древесины и занимаются перепродажей древесины на корню, по сути, подменяя собой государство. Необходимы шаги со стороны государства по стимулированию глубокой переработки древесины и выпуска готовой конечной продукции для населения. Например, в конце 2017 года был принят важный закон № 471-ФЗ о доступе к сырью действующих лесопромышленных предприятий, которые не в полной мере обеспечены древесиной, с целью загрузки имеющихся мощностей и увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, создания новых высокотехнологичных рабочих мест.

На практике реализация данного закона, по сути, сведена к нулю — за четыре года реализации механизма объем древесины по результатам конкурса составил порядка 1,5-2 млн куб. метров, то есть около 1% от ежегодного объема заготовки древесины по стране (это около 200 млн «кубов»). Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) направляло в регионы поручение по увеличению количества проводимых открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины, ведь в некоторых субъектах РФ конкурсы вовсе не проводятся, хотя такая возможность, безусловно, имеется.

Если бы объем реализации древесины увеличился как минимум до 25% (50 млн куб. метров), это дало бы реальный эффект снижения цен на конечную продукцию внутри страны. Данная мера позволила бы действующим производствам закрыть свою потребность в древесине и увеличить объемы производства продукции.

К одной из мер по формированию прозрачной цены можно отнести и проект, разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, об обязательствах лесозаготовителей продавать древесину через биржу. Для приоритетных лесных инвестпроектов — примерно с 2023 года, для арендаторов лесных участков в государственных лесах — примерно с 2024 года. В ФАС ожидают, что биржевая торговля поможет установить индикаторы цен на лесоматериалы, которые антимонопольщики будут использовать при расчетах.

Ни для кого не секрет, что некоторые недобросовестные инвесторы, получив в аренду по минимальным ставкам (порядка 50 рублей за куб. метр) огромные массивы леса, не перерабатывают их, не производят продукцию, а передают участки в субаренду или реализуют в первоначальном виде за 2-3 тыс. рублей. На участках, где произрастают ценные насаждения (дуб, бук, граб), цены доходят порой до 7 тыс. за «куб». Для предотвращения и минимизации последствий «ценового произвола» и реализации прозрачной ценовой политики инициатива развития биржевой торговли на 2022-2025 годы по реализации части древесины посредством открытых торгов, разработанная ФАС в рамках «дорожной карты», обоснована и справедлива.

На биржевых торгах будет реализовываться товар в соответствии со спецификацией, которая отвечает требованиям законодательства и ГОСТ.

Справочно:

Ключевой новеллой Федерального закона от 29.12.2017 № 471-ФЗ является создание нового механизма заключения договора аренды лесного участка на основании открытого конкурса – механизма, направленного на поддержку лиц, осуществляющих глубокую переработку древесины.


Теги: