Но общие цифры скрывают существенные различия в сегментах производства. И в частности, хуже среднего выглядит ситуация в лифтостроении, которое продолжает переживать непростые времена. Это тем более огорчительно, что недавно казалось, что отрасль преодолела спад производства, связанный с влиянием пандемии и других неблагоприятных факторов. Напомним, за 2021 год в России было произведено 31,2 тыс. лифтов, в 2022-м последовало резкое снижение, и их выпуск снизился до 21,6 тыс. лифтов. Но затем начался уверенный подъем, и за 2023 год лифтостроители изготовили 27 тыс. подъемных устройств, что выглядело неплохим заделом на будущее.
Однако, превратившись в настоящее, это будущее стало выглядеть, мягко говоря, не столь оптимистично. И как свидетельствует статистика, с января по август 2024 года в России было выпущено лишь 17,4 тыс. лифтов, и, таким образом, производство этого вида продукции составило 99,7% от уровня аналогичного периода 2023 года. Причем в нынешнем августе по сравнению с тем же месяцем годом ранее производство лифтов сократилось на 25%, а по сравнению с июлем 2024 года — на 11,3%. И если дела так пойдут дальше, то по итогам 12 месяцев отрасль опять уйдет в глубокий минус.
Допустить реализацию такого сценария нельзя, так как это поставит под угрозу имеющиеся планы по обновлению лифтового парка в жилом фонде и негативно отразится на уровне безопасности и комфорта проживания граждан в многоквартирных домах (МКД).
Так, по данным Фонда развития территорий, сейчас в стране эксплуатируются более 550 тыс. лифтов, из которых 75 тыс. единиц отработали назначенный срок службы в 25 лет. Но замена 2/3 от этого количества не запланирована в ближайшее время в региональных программах капитального ремонта из-за их низкой финансовой обеспеченности. А будут ли реализованы уже запланированные замены — это тоже не гарантировано, так как темп обновления лифтового парка составляет всего 15-18 тыс. единиц в год.
Нераскрытый потенциал
Меньше всего в сложившейся ситуации виноваты лифтостроители. Совокупный производственный потенциал ведущих отечественных заводов исчисляется многими десятками тысяч изделий в год, и то, что он используется на миноритарную часть своих возможностей, — это следствие низкого спроса на продукцию, а не недостатка мощностей.
Но даже несмотря на вялый уровень контрактации и закупки изделий, российские производители в последние годы сделали большой шаг вперед в деле повышения качества продукции.
Подтверждением тому является череда знаковых событий, свидетельствующих о технологическом прогрессе в отечественном лифтостроении и успешном импортозамещении некоторых ключевых компонентов, используемых в современных подъемных устройствах. Так, в августе на заводе компании METEOR Lift в Саратовской области состоялось открытие нового производства безредукторных лебедок, предназначенных для лифтов, которые производятся на площадке изготовителя в Санкт-Петербурге. Такие лебедки в среднем в 1,5 раза меньше, в 2 раза легче и на 10-20% тише, чем редукторные, у них в 2 раза ниже уровень вибраций и примерно в 1,5 раза лучше энергоэффективность, что особенно важно в многоэтажных зданиях с высокой интенсивностью использования подъемного оборудования. Компактные размеры лебедки позволяют размещать ее в шахте лифта и тем самым отказаться от строительства отдельного машинного помещения. Все это делает безредукторные лебедки неотъемлемой частью современных лифтов.
Одновременно компания работает над локализацией частотного преобразователя — важного элемента, который управляет движением кабины, обеспечивает плавный разгон, торможение, энергоэффективность и повышает безопасность пользования лифтом пассажирами. Разработками других важных узлов в рамках программ импортозамещения занимаются и другие отечественные заводы.
А в конце сентября завод «МЭЛ» запустил производство высокоскоростных лифтов со скоростью до 4 м/с в рамках крупного инвестиционного проекта. Их выпуск налажен в новом производственном здании, постройка и оснащение оборудованием которого позволят увеличить объем выпускаемой продукции почти в 1,5 раза — с 2,7 тыс. до 4 тыс. единиц в год. Кроме того, новый цех даст возможность трудоустроиться 85 сотрудникам. Планы на будущее предприятия включают сертификацию лифтов со скоростью до 7 м/с к концу текущего года.
«После ухода иностранных конкурентов российские производители расширили свои возможности и приобрели новые навыки, и в настоящее время способны предложить рынку обширную линейку лифтов от экономдо премиум-класса, различной скорости и грузоподъемности, а также эскалаторы и траволаторы в соответствии с международными стандартами качества», — заявил первый заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров во время посещения производственной площадки завода «МЭЛ».
Корректировка маршрута движения
По мнению замминистра, постоянный спрос на российскую лифтостроительную продукцию обусловлен программой замены лифтов, поддерживаемой Минстроем. «У наших производителей есть потенциал для роста, и они стремятся использовать возможности, появившиеся на рынке. Государство предоставляет им всю необходимую поддержку», — считает Денис Мантуров.
Вместе с тем, ряд депутатов Госдумы, не первый год занимающихся проблемами обновления лифтового парка в МКД, оценивает используемый набор мер поддержки как недостаточный. Член Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева отмечает, что в некоторых регионах объем финансовой потребности на замену лифтов зачастую больше, чем размер кредита, который предлагается списать, не говоря о том, что этих денег просто нет физически. По ее мнению, необходимо увеличить финподдержку замен, в частности, прямое госфинансирование. И такая помощь, в случае ее выделения, может стать особо мощным стимулом в МКД со спецсчетами, где процесс обновления парка подъемных устройств движется крайне медленно (в таких домах требуют замены 56% лифтов, хотя на них приходится примерно 15% всех подъемных устройств).
О корректировке мер поддержки говорят и другие эксперты. Этот вопрос обсуждался на состоявшемся летом заседании Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России. Ряд выдвинутых в ходе него предложений имеет высокие шансы войти в создаваемую «дорожную карту» развития лифтовой отрасли. В частности, предлагается внесение изменений в Жилищный кодекс РФ в части дифференциации размеров взносов собственников на капремонт в зависимости от наличия лифтов в МКД и возможности отдельного учета такого взноса в составе средств фонда капремонта. Это должно помочь целенаправленно использовать накопленные средства на плановое проведение работ по ремонту, замене лифтового оборудования. Во-вторых, речь может идти о предоставлении права регионам расходовать на замену механизмов с истекшим сроком службы денежные средства на списание бюджетных кредитов. Также предложено усовершенствовать правила проведения региональными операторами закупок, связанных с заменой лифтов, в том числе с учетом развития в регионах системы так называемых официальных представителей (дилеров) заводов-изготовителей лифтового оборудования. Реализовать эту инициативу предполагается одновременно с ужесточением требований к монтажным организациям, которые будут допущены к участию в таких конкурсах.
Выдвигаются и другие предложения. Но большинство из них носит технический характер, тогда как вопрос во многом упирается в элементарную нехватку средств, что требует акцента на финансовой стороне вопроса.
Транш надежды
В этом контексте большие надежды возлагаются на реализацию инициативы Ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО) по выпуску облигаций, за счет которых будут привлекаться деньги на замену устаревших лифтов в рамках капремонта в жилых домах со спецсчетами (общая стоимость модернизации парка в таких МКД оценивается в 150 млрд рублей). Ранее, 1 августа, Центробанк зарегистрировал ООО «СФО РЛО» как первого в России эмитента для выпуска таких ценных бумаг. Объем запланированной эмиссии в рамках первого транша — 299,75 млн рублей, что примерно равняется стоимости замены около 100 лифтов. В случае, если ремонт будет на 50% софинансироваться из госбюджетов на условиях рассрочки, то средств от первой эмиссии может хватить на установку 200 единиц. По словам гендиректора РЛО, секретаря Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России Петра Харламова, ассоциация проконтролирует реализацию проекта, а инвестиции от первого размещения планируется направить на выполнение пилотного проекта в одном из регионов.
По расчетам РЛО, полноценный запуск такого облигационного механизма позволит до 2030 года заменить около 40 тыс. лифтов в домах со спецсчетами, загрузить лифтостроительные предприятия, повысить безопасность эксплуатации механизмов и вовлечь в оборот более 100 млрд рублей.
Реализация программы может стать важной частью разрабатываемой Минстроем и Минпромторгом «дорожной карты» развития лифтостроения, в которой как раз предусмотрено расширение инструментов финансирования. Вкупе с программами финансирования из регионального бюджета, действующими рассрочками производителей и программами факторинга предложенные меры должны сформировать эффективную систему контрактации подъемников эконом-класса, которые составляют львиную долю выпускаемых отечественными заводами лифтовых устройств.
Александр ЛОМАКИН, заместитель министра строительства и ЖКХ:
«Одна из наших задач — максимальная поддержка отечественных производителей лифтов. Конечно, с учетом повышения их ответственности за весь жизненный цикл лифтового оборудования, повышения качества производимой продукции»
Номер публикации: №38 04.10.2024