Почему перезапуск предприятия оказался сложнее, чем открытие нового

Почему перезапуск предприятия оказался сложнее, чем открытие нового

Почему перезапуск предприятия оказался сложнее, чем открытие нового СЛЗ

В 2021 году около 30% лифтов, установленных в России, были импортными. Смогут ли производители отечественных кабин удовлетворить потребности девелоперов после ухода иностранных брендов и почему для перезапуска лифтового завода финансирование — это еще не гарантия успешного старта «Стройгазете» рассказал генеральный директор Серпуховского лифтостроительного завода Сергей Сретинский.

Сергей Сретинский.jpg

Когда в 2020 году госкомпания «ДОМ.РФ» объявила о намерении строить новый лифтостроительный завод, параллельно модернизируя другие отечественные предприятия и увеличивая производственные мощности до 60 тысяч лифтов в год, эта новость была скептически воспринята некоторыми отраслевыми экспертами. «Слишком много» - было главным аргументом. Сегодня задача увеличения производительности российских лифтостроительных заводов не удивляет никого, модернизируются не только действующие предприятия, но и перезапускаются закрывшиеся ранее.

Примером такого вернувшегося к жизни производства стал Серпуховской лифтостроительный завод, простаивавший шесть лет из-за банкротства головного предприятия. В 2022 году завод получил инвестиции в размере 2 млрд рублей и стал частью программы импортозамещения.

Первая же сложность, с которой столкнулась новая команда предприятия, это создание новой линейки лифтов, отвечающей современным требованиям: скорость, бесшумное передвижение, дизайн. Кабины, которые производили ранее на заводе, уже не являются конкурентоспособным продуктом. Ориентиром для компании стала, нехватка скоростных лифтов на рынке, после ухода зарубежных поставщиков. По ГОСТу это модели со скоростью от 2,0 до 4,0 м/с. Новая линейка «Стандарт», скорость которой 2,5 м/с, была разработана и испытана, а в декабре 2022 года успешно прошла независимые сертификационные испытания, предусмотренные техническим регламентом. С 2023 года кабины «СЛЗ Стандарт» поступили в массовое производство.

Еще одна сложность перезапуска производства – кадровый голод. Более 40% сотрудников сегодняшнего СЛЗ – это инженеры и мастера, работавшие на заводе до закрытия. Такая преемственность позволяет эффективно использовать действующее на заводе оборудование. При этом штат необходимо было в кратчайшие сроки укомплектовать высококвалифицированными инженерами, конструкторами, технологами. Нехватка соискателей побудила начать сотрудничество с «Серпуховским колледжем» по подготовке кадров среднего профессионального образования. Теперь студенты старших курсов будут проходить практику на предприятии и многие смогут начать карьеру на СЛЗ сразу после окончания колледжа.

Но самая большая сложность, с которой столкнулись все российские заводы, это поставка комплектующих, в частности микроэлектроники. Ее пока не производят в России. Переговоры с зарубежные партнерами, позволили решить эти задачи, обеспечив лифты СЛЗ качественными комплектующими.

Наконец, еще одна специфика возобновления производственным мощностей – необходимость их тестирования, анализ предыдущей деятельности предприятия, выяснение причин остановки завода. Эта работа заняла несколько месяцев, но в результате, удалось найти способ эффективного использования оборудования и сохранившегося задела. Так современный испытательный центр на территории СЛЗ с экспериментальной башней на 9 ячеек, высотой подъема 90 м, помог ускорить процесс разработки новой модели.

Основная задача на 2023 год – набрать обороты. В перспективе выйти на проектную мощность - 12 тыс. лифтов в год, а также увеличить штат до 600 человек. В целом для отрасли задача стоит примерно в той же плоскости – увеличить производственные мощности и стать более независимыми от иностранных поставщиков комплектующих.