По оценкам экспертов, ущерб от этого уже стремится к цифре с двенадцатью нулями! То есть — триллионам рублей. А это около четверти всей российской стройиндустрии.
Вопрос безопасности
Раньше фальсификации касались, так сказать, элитного сегмента, например, премиальной европейской сантехники, которую подделывали в том числе и зарубежные «производители». И Росстандарт, на который был возложен контроль за рынком, более-менее справлялся со своей функцией. Но прошлым летом Минэкономразвития РФ «отправило рынок в свободное плавание».
Да, на рынке сегодня, конечно, есть определенные ограничения. Прохождение обязательной сертификации, к примеру, регламентируется на рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) техническими регламентами, а в России — постановлением правительства РФ №2425. Но, как выяснилось, такой сертификат также имеет хождение на черном рынке и стоит, как и положено фальшивке, весьма недорого.
«Недобросовестные участники рынка легко покупают этот документ, — объясняет генеральный директор ЕВРАРОС Игорь Прудников. — И обращение их продукции на рынке становится таким же законным, как и продукции добросовестного производителя, и никто на сегодняшний день это не контролирует».
Отметим, что непонятный шаг Минэкономразвития с самого начала вызвал бурную реакцию в профессиональном сообществе, в том числе в публичном пространстве (было даже открытое письмо президенту РФ). Представители ведомства не могли на это не отреагировать, но, по их мнению, «отказ от излишнего контроля снижает нагрузку на бизнес». При том, что сами предприниматели буквально просят: «Пожалуйста, контролируйте нас! Потому что строительный фальсификат представляет опасность, как для производителей, так и для потребителей».
В частности, как отмечал в свое время президент группы компаний «Основа», председатель Комиссии по вопросам развития индустрии стройматериалов и технологий и промышленного строительства общественного совета при Минстрое России Александр Ручьев, такая продукция сопровождается заведомо неполной или недостоверной информацией о составе, качественных характеристиках и так далее. Именно по данным названной комиссии, доля продукции ненадлежащего качества в одном лишь сегменте сухих строительных смесей составляет 30-40%. Члены Некоммерческого объединения «Союз производителей цемента» (НО «СОЮЗЦЕМЕНТ») придерживаются похожей позиции, которую они и представили на совместном заседании комитетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности и по промышленной политике и техническому регулированию, а также комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции. И это, к слову, мнение более 50 цементных заводов — членов профсообщества, чья совокупная доля на рынке ЕАЭС превышает 80% и которые считают, что «снижение нагрузки на бизнес» в отрасли может быть выгодно только мошенникам, выпускающим фальсификат и реализующим его на рынке.
Именно поэтому в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» и настаивают на необходимости восстановления госконтроля за оборотом цемента на рынке для повышения безопасности строительства зданий. Данная инициатива попала в резолюцию заседания комитетов РСПП и ТПП РФ и письмом была направлена всем членам этих организаций. Почему производители просят власти «взять рынок на карандаш», «Стройгазете» рассказала исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ » Дарья МАРТЫНКИНА:
«Достаточно взглянуть на последние события в Турции, где в феврале произошло сильное землетрясение, когда многоэтажные здания складывались как карточные домики. Пострадало почти 42 тыс. объектов, а число погибших только в Турции (без учета погибших в Сирии) превысило 45 тыс. человек. К такому количеству жертв привело в том числе и то, что здания там были построены в обход стандартов безопасности. Впрочем, и большинство уцелевших не соответствует нормам сейсмостойкости. При этом эксперт по планированию и управлению чрезвычайными ситуациями, профессор Университетского колледжа Лондона (Соединенное Королевство) Дэвид Александер (David Alexander) отмечает, что землетрясение было сильным, но недостаточным для того, чтобы разрушить хорошо построенные здания: «В большинстве мест уровень сотрясения был меньше максимального, поэтому можно сделать вывод, что почти все из обрушившихся строений не выдерживают никаких разумно ожидаемых строительных норм».
Мы в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» считаем, что тяжелые последствия природного катаклизма в Турции еще раз подтверждают необходимость усиления госконтроля за оборотом стройматериалов, в том числе цемента, бетона, железобетона и прочего. А цементу как основному составляющему любой стройки должно быть уделено особое внимание. Использование качественных строительных материалов, недопущение фальсификата на стройку — главная составляющая безопасности зданий и сооружений, в том числе с точки зрения сейсмостойкости.
Вступление в силу Федерального закона от 11 июня 2021 года №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О государственном и муниципальном контроле в РФ» привело к тому, что сегодня не определены органы госконтроля и надзора.
Напомню, что в настоящее время договором ЕАЭС установлены принципы технического регулирования по осуществлению госконтроля, а в Кодексе об административных правонарушениях РФ установлено наказание за нарушение техрегламентов или обязательных требований к продукции. Однако государством не назван орган, уполномоченный привлечь за это к ответственности. А в результате отмена проверок бизнеса и прекращение полномочий Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов привели к росту объема фальсифицированного цемента, что увеличивает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан. Деятельность мошенников выливается в бюджетные потери и утрату доли рынка добросовестными производителями, при том, что ранее при обеспечении должного надзора решалась задача защиты российского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции. Так, например, введение обязательной сертификации в цементной промышленности и осуществляемый госконтроль позволили за пять лет снизить оборот фальсификата на 8,54 млн тонн и за счет увеличения производства на российских заводах увеличить налоговые отчисления в бюджет на 5,34 млрд рублей.
Стоит отметить, что необходимость наделения госоргана полномочиями по контролю и надзору за оборотом отдельных видов стройматериалов поддерживают Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Росстандарт, Минпромторг и Минстрой России. Но в ответ на подготовленный Минпромторгом проект изменений в Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» в Минэкономразвития РФ с непонятным упорством отвечают: «Указанные ограничения позволяют снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты».
Что необходимо сделать?
Как стало известно «Стройгазете», по итогам заседания РСПП и ТПП РФ с целью недопущения оборота в стране контрафактной и некачественной продукции от имени участников мероприятия будет направлено обращение в правительство РФ. В своем письме в кабмин они планируют аргументированно объяснить, почему для восстановления госконтроля и надзора за соблюдением обязательных требований ТР и за обращением товаров, включенных в перечни подлежащей обязательной сертификации и декларированию продукции, необходимо поручить профильным органам власти внести соответствующие изменения в законодательство, в том числе в 184-ФЗ.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», со своей стороны, для противодействия распространению в России фальсификата также считает важным включить в проект техрегламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» еще и схему подтверждения соответствия цементов с проведением инспекционного контроля на границе.
Номер публикации: №08 10.03.2023