
Опережающий рост строительства по сравнению с другими отраслями за последние 2-3 года привел к сопоставимому с ним росту объема производства строительной техники далеко не во всех сегментах. В качестве положительного примера можно привести одноковшовые фронтальные погрузчики, где, по словам Андрея Гнидченко, в последние годы был достигнут существенный прогресс по увеличению выпуска отечественной продукции. Во многом благодаря эффекту закупок впрок, связанному с введением утилизационного сбора, доля импорта одноковшовых фронтальных погрузчиков в последние два года начала сокращаться, хотя она до сих пор остается достаточно высокой — более 90%.
В ряде других секторов строительной техники доля импорта не особенно сильно возросла в денежном выражении, но зато значительно увеличилась в физическом измерении. Эксперт объясняет это заменой значительной части западной спецтехники на более дешевую китайскую, из-за чего доля расходов на импорт осталась почти такой же, как и прежде, но в физическом выражении доля импорта намного увеличилась. Примером тому могут служить бульдозеры, тенденция импортозамещения которых наметилась до 2021 года, но затем доля импорта стала возрастать, что, впрочем, по оценке докладчика, пока не так критично, как в некоторых других областях.
Более резко возрос импорт грейдеров — в натуральном выражении он увеличился более чем вдвое. Несмотря на всплеск спроса на грейдеры, объем их выпуска практически не изменился, тогда как доля поставок этой продукции из Китая после начала пандемии коронавируса стала быстро расти.
Еще больше просел рынок экскаваторов, выпуск которых после 2022 года в России так и не восстановился, из-за чего объем импорта в этом сегменте стал уже критическим. При этом доля китайских экскаваторов не так велика, как на некоторых других рынках. По оценке эксперта, она составляет около 80%, а остальные 20% экскаваторов поступают, по его словам, через Турцию и другие страны, представляя собой что-то вроде реэкспорта западной техники.
Переходя к позитиву, Андрей Гнидченко отметил, что государство обновляет программы поддержки российских машиностроителей. Так, на смену специальному инвестиционному контракту 2.0 (СПИК 2.0) приходит СПИК 3.0, вводится программа льготного лизинга, а утилизационный сбор может побудить некоторые зарубежные компании задуматься о налаживании совместных производств в России. Кроме того, если во втором полугодии в экономике начнется стагнация, то вполне возможно, что Банк России снизит ключевую ставку, высокое значение которой при необходимости дополнительных инвестиций ограничивает дальнейшее развитие машиностроения за счет кредитования. Уверенности производителям российской спецтехники придает и необходимость проведения масштабных восстановительных работ, строительства жилья, инфраструктуры в новых регионах России и новые проекты.
В то же время, резкое изменение внешних условий и продолжающееся сокращение спроса на спецтехнику в условиях высокой конкуренции с зарубежными производителями, в том числе с китайскими, создают, по мнению эксперта, ситуацию так называемого оборотного тупика, когда предприятиям надо изменить направление движения. По его мнению, в этой ситуации многим компаниям потребуется переосмыслить стратегию своего развития и начать поиск новых возможностей и конкурентных преимуществ.
Именно в этом направлении собираются развиваться и представленные на российском рынке спецтехники китайские производители. Как заявил в своем докладе на конференции директор по маркетингу компании «Люгонг Машинери Рус» Николай Сизов, это предприятие исходит из того постулата, что в будущем развернется не только конкуренция качества производителей, но и конкуренция сервисов, послепродажного обслуживания. По его словам, китайские производители серьезно изменили свою стратегию и теперь понимают важность сервиса, например, в части коэффициентов по уровню обеспеченности запчастями. В этом отношении китайцы стараются придерживаться лучших практик, присущих западным производителям, что, безусловно, является вызовом для российских машиностроителей.
Номер публикации: №16 09.05.2025