Сегодня в России семь городов располагают классическим метро, а число станций и линий подземки стремительно растет из года в год. Однако восемь мегаполисов испытывают неудобства из-за отсутствия метрополитена, в лучшем случае подземные трассы находятся там на стадии проектирования.
Метро должно отвечать жестким требованиям — от эксплуатационной надежности, логистической доступности до комфорта и красоты. Однако оно не сможет функционировать ни дня без важнейшей составляющей — надежной гидроизоляции. Этой актуальной теме была посвящена состоявшаяся недавно в Москве XIII Международная выставка и конференция AQUASTOP 2025. Организаторами выступили Российский Союз строителей и международное аналитическое обозрение «ALITinform: Цемент. Бетон. Сухие смеси» при поддержке Международной ассоциации «Метро». Символично, что деловая программа прошла под знаком юбилейных событий — 90-летия Московского и 70-летия Петербургского метрополитенов.
«Конференция AQUASTOP проводится с 2001 года, — напомнил участникам президент ГК «АЛИТ» Эдуард Большаков. — За эти годы мероприятие стало авторитетной площадкой для обмена информацией в области гидроизоляции и обеспечения герметичности подземных и заглубленных сооружений». Он сделал акцент на том, что деловая программа конференции составлена с учетом основных тенденций в исследованиях, весьма актуальных для России и других стран.
И на этот раз — а конференция проходит один раз в два года — ведущие специалисты отрасли продемонстрировали обновленный взгляд на проблему использования инновационных материалов для гидроизоляции, критериев их выбора, методов использования мембран различных типов, применения соответствующего оборудования, а также способы санации и ремонта подземных сооружений. Отдельными темами для обсуждения стали контроль качества и нормативная база, связанная с гидроизоляцией заглубленных строений. В числе докладчиков традиционно выступили руководители и специалисты крупных компаний и научно-исследовательских институтов.
Доклад «Особенности гидроизоляции и ремонта подземных сооружений, возводимых по технологии «стена в грунте» представил главный специалист АО «Мосинжпроект» Тенгиз Кобидзе.

В своем выступлении он остановился на неспособности традиционных гидроизоляционных материалов к адгезионному сцеплению с поверхностью бетона, уложенного на готовое гидроизоляционное покрытие методом монолитного бетонирования при сооружении лотковой плиты и стен без пазух для обратной засыпки грунта. Спикер предложил принципиальные конструктивно-технологические решения по устройству гидроизоляционного покрытия с двухсторонней адгезией к бетонным и железобетонным конструкциям обделок подземных сооружений транспортного назначения, возводимых открытым и полузакрытым способами. Тенгиз Кобидзе представил принципиальную схему устройства однослойного напыляемого гидроизоляционного покрытия на «стене в грунте» при возведении подземных сооружений открытого способа работ без пазух для обратной засыпки по технологии несущая «стена в грунте» открытого и полузакрытого способов работ.
О модернизации систем гидроизоляции рассказал руководитель направления «Битумные материалы» ТН-инжиниринг ТЕХНОНИКОЛЬ Владимир Плишкин. «Гидроизоляционные материалы должны обладать специальными требованиями для метрополитенов, шахт, коллекторов станций и других заглубленных конструкций», — подчеркнул он. Докладчик рассказал, как в качестве гидроизоляционных решений ТЕХНОНИКОЛЬ для подземных объектов метрополитена на практике используют рулонные битумно-полимерные материалы, ПВХ-гидроизоляцию, битумно-латексную мастику, АКЗ Тайкор (ПУ, эпоксид), ММА-системы гидроизоляции, гидрофобизаторы, а также покрытия для пешеходных переходов. Отдельно он остановился на ПВХ-системах — однослойных и двухслойных, предназначенных для гидроизоляции зданий и сооружений с нормальным и повышенным уровнем ответственности в сложных и средних инженерно-геологических условиях.
Об особенностях использования в подземном строительстве полиуретановой мастичной изоляции рассказал технический директор ООО TRI Владимир Телятов. Он проинформировал, что компания предлагает полный цикл создания продуктов — от научных разработок и организации производства до вывода продуктов на рынок. «Основной упор, — пояснил он, — сделан на создании инновационных продуктов с особыми свойствами. В ассортименте собственных разработок — клеи, компаунды, лаки, мастики и герметики. Формат работы компании дает возможность разработать и произвести на заказ любые материалы из области нашей специализации».
Как определить наличие скрытых дефектов внутренней структуры бетона и параметров армирования железобетонных конструкций ультразвуковым эхометодом? Эту тему раскрыл ведущий инженер НИИЖБ имени А. А. Гвоздева Александр Высокин.
Устранению водопроявлений инъекционными продуктами посвятил выступление ведущий технический специалист ООО НППП «РУСХИМСИНТЕЗ» Михаил Перегудов: «Инъекционные продукты — эпоксидные, полиуретановые, акрилатные — восстанавливают гидроизоляцию сооружения, устраняют водопроявления, возвращают герметичность конструкции без экскавации грунта и нарушения сложившегося благоустройства территории». Они возвращают несущую способность опор, балок и перекрытий без масштабных строительно-монтажных работ, а также устраняют водопроявления, в том числе и экстремальные, создают гидроизоляционные мембраны и капиллярные отсечки как в современных сооружениях, так и на объектах исторического и культурного фонда. Важна роль инъекционных продуктов в обеспечении мероприятий по работе с грунтами, а также в восстановлении несущей способности фундаментов с возвращением их на первоначальные проектные отметки.
Начальник службы тоннельных сооружений ГУИ «Петербургский метрополитен» Александр Гуречкин сделал упор на использовании информационных моделей (ИМ) на примере объектов подземки Северной столицы. «Такие модели позволяют визуализировать данные благодаря представлению информации в наглядном и удобном для восприятия виде, — сообщил он, — а также получать объективные данные о характеристиках объекта удаленно в режиме реального времени и выбирать оптимальные методы осуществления эксплуатационного контроля на объекте».
ИМ позволяют анализировать состояние объекта, а также создать цифровой двойник объекта, дающий возможность учитывать риски негативных сценариев развития дефектов (инженерных осложнений).
Главный инженер проектов ООО «Ресмикс» Владислав Жиронкин подчеркнул, что гидроизоляция подземных конструкций метрополитена направлена на предотвращение проникновения воды, что критически важно для долговечности и безопасности объектов. Поэтому такие сооружения должны обладать водонепроницаемостью, механической прочностью, химической стойкостью к агрессивным средам. Владислав Жиронкин разъяснил, что проектные решения по устройству гидроизоляции дорожно-транспортных и коммуникационных тоннелей должны учитывать свойства материалов, ремонтопригодность конструкций, совместимость материалов и распределение нагрузок. «Современные инъекционные технологии с применением полимерных смол и акрилатных гелей позволяют эффективно решать сложные задачи — от остановки напорных течей до гидроизоляции за обделкой тоннеля, — сообщил он. — Данные решения обеспечивают долговечность ремонтов, скорость работ и экономическую эффективность».
Номер публикации: №22 27.06.2025