На пути к высокой цели: Алексей Захаров о главных задачах российских лифтовиков

На пути к высокой цели: Алексей Захаров о главных задачах российских лифтовиков

На пути к высокой цели: Алексей Захаров о главных задачах российских лифтовиков Сергей Киселев/ АГН «Москва»
В канун профессионального праздника принято говорить об успехах и достижениях. Статистика подтверждает, что за истекший период лифтостроителям удалось добиться многого: растет выпуск продукции, обновляется парк подъемных устройств в жилом секторе, многие предприятия совершенствуют свои производства, к ним приходят квалифицированные кадры...

Но проблем у лифтостроителей накопилось тоже немало. О том, в каком направлении будет идти развитие отрасли и какие решения нуждаются в первоочередной реализации, «Стройгазете» рассказал вице-президент Национального лифтового союза (НЛС) Алексей ЗАХАРОВ.

захаров.jpg

«СГ»: Алексей Сергеевич, какие основные результаты были достигнуты российскими лифтовиками в 2021 году?

Алексей Захаров: По общему количеству установленных лифтов в прошлом году, конечно, был сделан большой шаг вперед. Окончательная статистика появится буквально на днях, но уже можно точно утверждать, что в 2021 году в домах было установлено максимальное количество лифтов. Однако нужно помнить, что планы по замене лифтов выстроены достаточно грандиозные. И уже намечено установить до 2025 года в домах более 130 тыс. новых лифтов. Возможно, эта цифра в дальнейшем увеличится. Мы, конечно, рассчитывали, что темпы замены лифтов в многоквартирных домах (МКД) сильно возрастут. Но связанные с пандемией ограничения и то обстоятельство, что в бюджетах нет необходимых средств для оплаты всех намеченных замен лифтов, не позволили полностью осуществить все планы, и в 2021 году число замен выросло только примерно на 1416% по сравнению с 2020 годом. Как результат, мы сейчас остановились на отметке в 18 тыс. замен — и этого явно недостаточно. Так что, с одной стороны, можно похвалиться, что такое внушительное количество лифтов было заменено, но, с другой стороны, этого мало, поскольку лифтовый парк должен ежегодно обновляться на 30-35 тыс.

«СГ»: Какие наиболее важные законодательные новеллы удалось принять в целях совершенствования нормативной базы, регулирующей эксплуатацию и обслуживание лифтов? Можно ли говорить, что основные лакуны в этой части закрыты?

А.З.: В этом году, к сожалению, успехами на этом направлении мы сильно похвалиться не можем. И даже наоборот — лифтовую отрасль сотрясают достаточно существенные проблемы. Дело в том, что в 2020 году не был принят законопроект, который вносил изменения в градостроительный кодекс и назначал государственный орган контроля и надзора за состоянием лифтового парка. И вслед за этим, видимо, поскольку государственная программа регуляторной гильотины продолжает действовать, был введен в действие 170-ФЗ — закон, собственно, и лишивший органы технадзора права осуществления плановых проверок организаций, эксплуатирующих лифты. А в конце года дополнительно случилось неприятное событие, коснувшееся еще одного постановления правительства, регламентировавшего надзор за техническим регламентом. Именно поэтому наши планы на 2020 год по устранению лакун в законодательстве выполнены не были. Сейчас в правительстве находится законопроект, который учитывает все предыдущие замечания и должен обозначить государственный орган контроля и надзора за соблюдением безопасной эксплуатации лифтов. И уверен, что нам совместными с Ростехнадзором и кабмином усилиями удастся выработать единую политику надзора в данной сфере. Такая политика будет сформирована путем создания системы изменений в федеральном законе и градостроительном кодексе, а также введения подзаконных актов — таких как порядок надзора и проверки. То есть эта политика позволит, не нагружая — как это модно сейчас говорить — сильно бизнес, осуществлять эффективный госнадзор и контроль за безопасной эксплуатацией лифтов.

«СГ»: В числе одной из задач на будущее ставится внедрение контрактов жизненного цикла. Какие проблемы предстоит устранить на этом пути? Речь идет только о нехватке финансирования или есть еще какие-то сложности?

А.З.: Честно говоря, данная инициатива исходила исключительно от Российского лифтового объединения. НЛС в целом не видит возможного глобального успеха в развитии данной концепции. И, откровенно говоря, все члены союза однозначно понимают: для жилого фонда данная концепция неприемлема, поскольку невозможно выделить ни объект, в который можно было бы инвестировать, ни ответственного заказчика, ни ответственного поставщика. Поэтому с определенной натяжкой данный проект возможен для реализации в госсфере, например, в здравоохранении или соцзащите, где существует госорган или госзаказчик, способный обеспечить свое существование в течение всего срока жизни лифта, составляющего 25 лет. Поэтому данный вопрос у нас остается, скажем так, дискуссионным. Но сейчас есть информация, что ряд регионов поддержал концепцию контрактов жизненного цикла — поэтому она имеет право на существование и проработку, но конечно, не в жилой сфере.

«СГ»: Как вы оцениваете перспективы факторинга, готовы ли в регионах так работать?

А.З.: Да, это существующий рыночный механизм, позволяющий привлечь максимальное количество финансовых средств для проведения определенного вида работ. Но тоже нельзя однозначно сказать, что это панацея, которая спасет ситуацию в лифтовой сфере, потому что те условия, при которых предлагается факторинг, являются не самыми оптимальными и не очень выгодными для подрядчиков и для банков в том числе.

При этом существует определенный позитивный опыт по реализации факторинговых схем. Так, в прошлом году на деньги, которые специальным траншем были выделены на замену лифтов, два региона использовали факторинг, и по их заявлениям эта схема отработала и принесла определенные финансовые результаты. В целом, помощь, оказанная Фондом ЖКХ, действительно дала возможность увеличить количество законтрактованных на замену лифтов фактически в два раза. И если в прямом виде программа соинвестирования подразумевала замену порядка 1100 лифтов, то по итогу использования схемы факторинга и понижения ставки участия государства в соинвестировании удалось достичь результата контрактовки на уровне 2150 лифтов.

«СГ»: Одной их актуальных тем для дискуссий является проблема нехватки квалифицированных кадров. Что делается НЛС в содружестве с бизнесом, учебными заведениями и государством для ликвидации нехватки специалистов?

А.З.: Хотелось бы отметить, что с 2016 года в России действует система независимой оценки квалификации, уже принесшая свои результаты и позволившая закрепить на рынке большой костяк квалифицированных кадров. За эти годы Совет по оценке квалификаций в лифтовой отрасли подтвердил правильность проведения более 70 тыс. экзаменов. Это значит, что на рынке существует не менее 70 тыс. специалистов соответствующей квалификации, необходимой для качественного обслуживания лифтов, их монтажа, а также всех остальных процедур и процессов. Естественно, кадровая проблема не решена полностью, поскольку, как мы уже отмечали, в России до конца не действует система государственного контроля и надзора, в том числе контроля за тем, чтобы за безопасную эксплуатацию лифтов отвечал квалифицированный персонал. Вместе с тем, большинство участников рынка отмечают позитивные моменты, которые приносит система оценки квалификации. Более того, по примеру лифтовой отрасли буквально в конце года такие же новации были введены в строительстве, и теперь проектировщики, изыскатели и специалисты по организации строительства, входящие в Национальный реестр специалистов, имеют право предоставить в качестве подтверждения своей квалификации результаты профоценки. Это дорогого стоит, так как, по сути, наш механизм зарекомендовал себя как авторитетное подтверждение и в том числе частично как замена практического опыта. И если в России мы сможем добиться именно контроля за допуском ко всем этапам обслуживания и эксплуатации лифтов только квалифицированного персонала, то это внесет очень существенный вклад в обеспечение безопасности лифтов, потому что все аварии сегодня, по факту, происходят на тех объектах, где персонал не прошел оценку квалификации или прошел ее только частично. Это уже подтверждено расследованиями всех аварий последних лет. Поэтому повторюсь: нам сейчас необходимо завершить нормативную процедуру именно по определению госоргана по контролю за безопасной эксплуатацией лифтов.

«СГ»: Можно ли говорить, что уже создан работающий реестр надежных профессиональных организаций, которые заняты обслуживанием лифтов? Насколько плотно отслеживает НЛС работу сервисных компаний?

А.З.: Нормативные основы для этого есть: существует постановление правительства, обязывающее все организации, которые планируют или осуществляют деятельность по эксплуатации, техническому обслуживанию и монтажу лифтов, предоставлять сведения в государственный реестр специализированных организаций. А держателем реестра является Ростехнадзор. Но только, увы, сам факт предоставления информации не позволяет с уверенностью утверждать, что данная организация обладает всеми необходимыми качествами для организации безопасной эксплуатации лифов. Именно поэтому, возвращаясь к предыдущим вопросам, нам крайне необходим госорган контроля и надзора, который в рамках своих полномочий получит, в том числе, право контролировать наличие квалификации у данных организаций. И справедливо, что Госжилинспекция (ГЖИ) тоже не оставила без внимания проблемы в лифтовой сфере. И теперь в постановлении, закрепляющем объекты надзора и контроля, лифты и специализированные организации вошли в перечень объектов, подлежащих вниманию ГЖИ. Но этого тоже явно недостаточно, поскольку со стороны ГЖИ будет осуществляться только организационный контроль и контроль наличия такой организации. Поэтому, на наш взгляд, только сбалансированное взаимное осуществление контроля со стороны государственных органов позволит создать все необходимые и достаточные условия для безопасной эксплуатации лифтов, эскалаторов и платформ для инвалидов.

В заключение хочу отметить, что 1 февраля мы продолжаем традицию по празднованию Дня лифтовика. Мы надеемся, что с каждым годом приближаемся к своей цели, состоящей в том, чтобы обеспечить полную безопасность граждан при передвижении на объектах вертикального транспорта.

«С одной стороны, можно похвалиться, что в России уже заменено внушительное количество лифтов, но, с другой стороны, этого мало, поскольку лифтовый парк должен ежегодно обновляться на 30-35 тыс. единиц»

№_03_2022-9.jpg


Теги: