Этой ярмарки краски
СТТ Expo все 20 лет проведения этого традиционного мероприятия подтверждает свое право претендовать на статус важнейшей коммуникационной площадки стройиндустрии. Каждый год на ней собираются представители отрасли строительной и специальной техники, оборудования и запасных частей, а также разработчики технологий и инновационных решений.
Событие включило в себя четыре масштабные отраслевые выставки, объединенные в общую СТТ Expo. На одной площадке с ней были представлены готовые решения для смежных отраслей на выставках: COMvex, которая представляет собой выставку коммерческого транспорта и технологий в России; CTO Expo — Международную выставку запчастей, послепродажного обслуживания и сервиса; Logistika Expo — Международную выставку логистики, транспорта, складской техники и оборудования, которая в этом году была организована впервые.
На выставке было представлено более тысячи компаний из Белоруссии, Индии, Италии, Казахстана, Китая, России и Турции. Среди участников — такие известные компании-лидеры в своих производственных сферах, как Dingli, «ЭЛКОН», LGMG, SANY, Sinоtech Machinery, XCMG, Zoomlion, Петербургский тракторный завод, Ростсельмаш и многие другие. Ростсельмаш впервые принял участие в выставке и презентовал новые образцы дорожно-строительных машин.
Под стать самой экспозиции была организована и деловая программа — CTT FORUM, открывшаяся пленарной сессией «Новая реальность рынка строительной техники: тренды и прогнозы», в которой приняли участие представители Ростсельмаша, Русбизнесавто, Тракресурс-Региона, Четры, UMG, XCMG и других компаний. Собравшиеся рассмотрели ключевые тенденции и изменения в отрасли, а также дали прогнозы на текущий год.
Круглый стол с острыми углами
В свою очередь, «Строительная газета» собрала экспертов отрасли на круглый стол, на котором участники обсудили состояние рынка, проблемы и перспективы отечественных производителей, внедрение инноваций и поддержку государства.
В ходе оживленных дискуссий по поводу импортозамещения строительной техники были высказаны мнения по перспективам развития рынка, применению новых технологий, а также по возможностям расширения производства и улучшения качества продукции.
Сейчас рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) переживает не самые простые времена, что связано с исходом американских и европейских компаний, на продукцию и технологии которых традиционно ориентировались наши строители и дорожники.
В этих условиях, выражаясь языком метеорологов, в область низкого давления по законам рынка тут же устремились другие производители ДСТ, и в первую очередь китайские. Напомним, что в мировых рейтингах китайские компании уже достаточно давно занимают ведущие позиции — не менее пяти мест в топ-10. В целом, на азиатских производителей приходится около 44,8% рынка, тогда как на американских — 27,2%, а на европейских — 27,5%.
В России доля китайских компаний велика и продолжает расти, хотя, конечно же, не обходится без досадных накладок в виде поставок техники, не обеспеченной достаточным объемом запчастей и комплектующих.
Очень правильно, что организаторы так сформулировали задачи для спикеров, что основное внимание было акцентировано именно на проблемах новой конфигурации рынка ДСТ и влияния этого фактора на строительный комплекс страны.
Режем правду-матку?
Генеральный директор СРО Ассоциация «СПЕЦАВТОПРОМ» Денис Кудрявцев в своем докладе указал на проблемы существующего парка грузовой техники, которая эксплуатируется российскими потребителями, при этом доля такой техники со сроком эксплуатации менее 5 лет составляет всего 17%, от 6 до 9 лет — 15%, а все остальное — 68% — это техника в возрасте более 10 лет. Поэтому потребности рынка будут расти по мере вывода из эксплуатации старых автомобилей. «Увеличение объема рынка в первую очередь связано с реализацией ряда национальных проектов и федеральных программ, — подчеркнул он, — и, к сожалению, удовлетворяется активным ввозом китайских машин и шасси». В то же время, по словам спикера, продажи дорожно-строительной техники в России в 2023 году выросли на треть. Но дальнейшее развитие рынка будет во многом определяться ключевой ставкой ЦБ, высокие значения которой тормозят экономическую динамику.
Денис Кудрявцев отметил, что у российских производителей спецтехники есть преимущество перед импортерами, заключающееся в наличии официального сервиса и запчастей. «Наши производители нередко выигрывают не только в плане цены, — сказал он. — Дело в том, что у российской техники жизненный цикл гораздо длиннее, чем у китайской. Машины из Азии раньше выходят из строя, а стоимость их эксплуатации, соответственно, выше».
Кроме того, он добавил, что проблемы с диагностикой машин и с запчастями имеются не только у европейской спецтехники, но и у турецкой, и у китайской, поскольку риск задержки поставок всегда существует.
Рынок дорожно-строительной и специальной техники в России по итогам 2023 года вырос на 30% — до 51 502 единиц. Об этом говорится в релизе Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая теперь учитывает данные об импорте техники из Китая и Белоруссии и сведения от отечественных производителей.
Впрочем, спрос по основной номенклатуре дорожно-строительной и спецтехники в период с марта по июнь 2022 года был провальным из-за повышения ключевой ставки до 20%, расторжения части государственных контрактов, введения санкций на поставки комплектующих из недружественных стран, слома всех цепочек логистики, отметил спикер. С понижением ключевой ставки и налаживанием цепочек поставок комплектующих китайского производства рынок стал оживать, а в 2023 году по многим позициям отечественной техники спрос превышал предложение.
По словам Дениса Кудрявцева, рынок ДСТ в 2024 году скорее всего останется на уровне прошлого года или «будет чуть ниже». Что касается китайской техники, как выразился спикер, высокое качество не может стоить дешево, а в условиях отсутствия качественного сервиса и запчастей китайская техника через два года, а то и раньше будет выходить из строя и ржаветь «у забора».
В качестве конкретных претензий к технике из Поднебесной он указал на следующие недостатки: отсутствие сервиса, отсутствие запасных частей, быстрая смена модельного ряда, низкое качества материалов.
Адаптация к новым условиям
Исполнительный директор Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС) Инна Михалко выступила с докладом по теме «Утилизационный сбор и роль импорта в больших стройках, обозначенных президентом РФ». Она отметила, что на фоне изменения геополитической ситуации и высоких темпов строительства как импортеры, так и российские производители, начиная с 2022 года, столкнулись с необходимостью стремительной адаптации к новым условиям рынка, переориентации на рынок Юго-Восточной Азии, резкого наращивания темпов производства. Проводимые государством мероприятия по импортозамещению имеют положительный эффект: доля отечественной спецтехники на рынке стабильно растет. Но вместе с тем зависимость от импорта остается достаточно высокой. Процесс замещения продукции из недружественных стран поставками из других государств превалирует над процессом импортозамешения.
По различным оценкам, доля импортной техники, используемой в настоящее время в строительстве, составляет около 70%, из которых 90% приходится на китайскую продукцию. По данным таможенной статистики внешней торговли, импорт строительной техники из Китая демонстрирует устойчивую положительную динамику (с 2020 года по 2023-й объем поставок вырос почти в 1,7 раза, достигнув 2,094 млрд долларов США). По прогнозам экспертов, к 2025 году объем ежегодных поставок может достичь 2,5-3 млрд долларов.
Ключевыми факторами высокого спроса на спецтехнику из Китая являются прекращение поставок европейскими и американскими брендами, недостаточный объем отгрузки отечественной продукции, низкая стоимость, реализация масштабных инфраструктурных проектов в рамках государственных программ.
Сегодня строительная отрасль развивается беспрецедентно высокими темпами и, учитывая документы стратегического развития, эти темпы будут только нарастать. Например, план мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту дорог, утвержденный распоряжением правительства РФ от 20.06.2022 №1601-р, предусматривает до 2027 года модернизацию, расширение и строительство 4 тыс. км автотрасс, доведение до нормативного состояния 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах и в целом улучшение состояния более 100 тыс. км дорог по всей России. В соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ, утвержденной распоряжением правительства от 31.10.2022 №3268-р, объем жилищного строительства к 2030 году должен достичь 110 млн квадратных метров в год.
Кроме этого, до конца текущего года будут утверждены национальные проекты до 2030 года с горизонтом планирования до 2036 года, которые также будут содержать масштабные мероприятия, касающиеся инфраструктурного развития. В указанных условиях принципиальным для достижения технологического суверенитета и реализации запланированных инфраструктурных проектов является принятие комплекса мер по наращиванию производства российской спецтехники, выравниванию стоимости российской и китайской продукции, мотивации зарубежных компаний к локализации производств на территории России.
В настоящее время на уровне правительства РФ рассматриваются предложения о ежегодной индексации утилизационного сбора на спецтехнику в период 2025-2030 годов в целях сдерживания объемов импорта и создания условий для развития отечественных производителей. Вместе с тем достижение указанных целей исключительно посредством кратной индексации утилизационного сбора может создать серьезные риски для рынка спецтехники, строительной отрасли и экономики в целом. По мнению спикера, данные решения должны приниматься на основании детального анализа рынка и степени готовности предприятий к выпуску такой спецтехники в объеме, необходимом для бесперебойного удовлетворения спроса на внутреннем рынке с одновременной оценкой достаточности существующих мер государственной поддержки.
В этих условиях, по словам Инны Михалко, особенно важна роль Ассоциации по выработке взаимоприемлемых решений и консолидированной позиции отрасли и органов государственной власти на основе баланса интересов бизнеса и государства.
«В настоящее время мы активно работаем над вопросами развития промышленной ипотеки, локализации производств крупнейших поставщиков из дружественных стран, в том числе посредством механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК), совершенствования механизмов государственной поддержки обратного инжиниринга, выработки дифференцированного и сбалансированного подхода к индексации утилизационного сбора, — сказала она. — Предложения с конкретными мерами направлены на имя первого вице- премьера Дениса Мантурова».
«РИФЕЙ» завоевывает мир
Заместитель генерального директора компании «Завод Стройтехника» Дмитрий Баженов поделился инновационными разработками в линии оборудования «Рифей» для промышленного и гражданского строительства. Докладчик рассказал о новинках производства завода последних лет — автоматизированных комплексах и полуавтоматических вибропрессах. По его словам, продукция широко продается в России, а 70% от всего объема направляется в страны ближнего зарубежья. Он особо отметил, что геополитическая напряженность отрицательно повлияла на своевременность поставки комплектующих, однако уже в текущем году проблема с этим частично решена, во всяком случае, не стоит столь остро.
Ассортимент строительных изделий, которые позволяет выпускать линия оборудования «Рифей», постоянно расширяется. Этому в немалой мере способствует оперативная связь с владельцами приобретенного оборудования, пожелания которых учитываются при обновлении ассортимента выпускаемой продукции.
Хорошим наследием от бывших инженеров-оборонщиков златоустовского машзавода, являющихся ядром инженерного состава «Стройтехники», стало то, что в линии «Рифей» изначально заложены технические решения, благодаря которым стали возможны производство с минимизацией затрат, упрощение условий производства, способность изготавливать строительные материалы по высоким современным стандартам и в необходимом количестве. Данное оборудование может производить полный набор необходимых для современного строительства стройматериалов.
«ЭЛКОН» — российскому рынку
Директор российского филиала известной турецкой компании «ЭЛКОН» Мария Качалина поделилась опытом реализации социально значимых проектов и вывода нового продукта в условиях турбулентного рынка. Она особо отметила, что наравне с традиционными быстромонтируемыми и мобильными бетонными заводами на «ЭЛКОНЕ» в последнее время обратили внимание на сектор, где ранее компания не присутствовала, — с недавних пор она занялась выпуском теплоэнергетического оборудования для промпредприятий.
По словам Марии Качалиной, острая потребность в производстве бетона отмечена практически по всей территории страны: «От Дона до Амура. Наша техника, например, работает по наращиванию потенциала аэропорта в Казани. А в нынешнем году фирма особенно активно сотрудничает с компаниями на крупных стройках Сибирского федерального округа».
Московский офис «ЭЛКОНА» открылся в 2005 году, но бетонные заводы компании появились в России задолго до этого — в Самаре, Южно-Сахалинске и Томске. Только в 2004 году в РФ было размещено уже 14 таких заводов, что привело к необходимости создания в России собственных «фирменных» монтажных и пусконаладочных бригад. Затем в России был организован склад запчастей по номенклатуре выпускаемых «ЭЛКОНОМ» бетонных заводов.
Кстати:
Организаторы выставки наградили «Стройгазету» дипломом «За весомый вклад в развитие строительной отрасли и экспертную поддержку в подготовке деловой программы СТТ Expo 2024»
Номер публикации: №21 07.06.2024