Машины для стройки: в рамках выставки СТТ Expo «Стройгазета» провела круглый стол

Машины для стройки: в рамках выставки СТТ Expo «Стройгазета» провела круглый стол

Машины для стройки: в рамках выставки СТТ Expo «Стройгазета» провела круглый стол Сергей Зеленцов
В рамках СТТ Expo состоялось мероприятие, несомненно, ставшее одним из знаковых событий выставки. И это — круглый стол по актуальной проблематике: «Влияние развития рынка строительной техники на отрасль в условиях импортозамещения», организованный «Стройгазетой».

Этой ярмарки краски

СТТ Expo все 20 лет проведения этого традиционного мероприятия подтверждает свое право претендовать на статус важнейшей коммуникационной площадки стройиндустрии. Каждый год на ней собираются представители отрасли строительной и специальной техники, оборудования и запасных частей, а также разработчики технологий и инновационных решений.

Событие включило в себя четыре масштабные отраслевые выставки, объединенные в общую СТТ Expo. На одной площадке с ней были представлены готовые решения для смежных отраслей на выставках: COMvex, которая представляет собой выставку коммерческого транспорта и технологий в России; CTO Expo — Международную выставку запчастей, послепродажного обслуживания и сервиса; Logistika Expo — Международную выставку логистики, транспорта, складской техники и оборудования, которая в этом году была организована впервые.

На выставке было представлено более тысячи компаний из Белоруссии, Индии, Италии, Казахстана, Китая, России и Турции. Среди участников — такие известные компании-лидеры в своих производственных сферах, как Dingli, «ЭЛКОН», LGMG, SANY, Sinоtech Machinery, XCMG, Zoomlion, Петербургский тракторный завод, Ростсельмаш и многие другие. Ростсельмаш впервые принял участие в выставке и презентовал новые образцы дорожно-строительных машин.

Под стать самой экспозиции была организована и деловая программа — CTT FORUM, открывшаяся пленарной сессией «Новая реальность рынка строительной техники: тренды и прогнозы», в которой приняли участие представители Ростсельмаша, Русбизнесавто, Тракресурс-Региона, Четры, UMG, XCMG и других компаний. Собравшиеся рассмотрели ключевые тенденции и изменения в отрасли, а также дали прогнозы на текущий год.

Круглый стол с острыми углами

В свою очередь, «Строительная газета» собрала экспертов отрасли на круглый стол, на котором участники обсудили состояние рынка, проблемы и перспективы отечественных производителей, внедрение инноваций и поддержку государства.

В ходе оживленных дискуссий по поводу импортозамещения строительной техники были высказаны мнения по перспективам развития рынка, применению новых технологий, а также по возможностям расширения производства и улучшения качества продукции.

Сейчас рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) переживает не самые простые времена, что связано с исходом американских и европейских компаний, на продукцию и технологии которых традиционно ориентировались наши строители и дорожники.

В этих условиях, выражаясь языком метеорологов, в область низкого давления по законам рынка тут же устремились другие производители ДСТ, и в первую очередь китайские. Напомним, что в мировых рейтингах китайские компании уже достаточно давно занимают ведущие позиции — не менее пяти мест в топ-10. В целом, на азиатских производителей приходится около 44,8% рынка, тогда как на американских — 27,2%, а на европейских — 27,5%.

В России доля китайских компаний велика и продолжает расти, хотя, конечно же, не обходится без досадных накладок в виде поставок техники, не обеспеченной достаточным объемом запчастей и комплектующих.

Очень правильно, что организаторы так сформулировали задачи для спикеров, что основное внимание было акцентировано именно на проблемах новой конфигурации рынка ДСТ и влияния этого фактора на строительный комплекс страны.

Режем правду-матку?

Денис Кудрявцев IMG_9178.jpg

Генеральный директор СРО Ассоциация «СПЕЦАВТОПРОМ» Денис Кудрявцев в своем докладе указал на проблемы существующего парка грузовой техники, которая эксплуатируется российскими потребителями, при этом доля такой техники со сроком эксплуатации менее 5 лет составляет всего 17%, от 6 до 9 лет — 15%, а все остальное — 68% — это техника в возрасте более 10 лет. Поэтому потребности рынка будут расти по мере вывода из эксплуатации старых автомобилей. «Увеличение объема рынка в первую очередь связано с реализацией ряда национальных проектов и федеральных программ, — подчеркнул он, — и, к сожалению, удовлетворяется активным ввозом китайских машин и шасси». В то же время, по словам спикера, продажи дорожно-строительной техники в России в 2023 году выросли на треть. Но дальнейшее развитие рынка будет во многом определяться ключевой ставкой ЦБ, высокие значения которой тормозят экономическую динамику.

Денис Кудрявцев отметил, что у российских производителей спецтехники есть преимущество перед импортерами, заключающееся в наличии официального сервиса и запчастей. «Наши производители нередко выигрывают не только в плане цены, — сказал он. — Дело в том, что у российской техники жизненный цикл гораздо длиннее, чем у китайской. Машины из Азии раньше выходят из строя, а стоимость их эксплуатации, соответственно, выше».

Кроме того, он добавил, что проблемы с диагностикой машин и с запчастями имеются не только у европейской спецтехники, но и у турецкой, и у китайской, поскольку риск задержки поставок всегда существует.

Рынок дорожно-строительной и специальной техники в России по итогам 2023 года вырос на 30% — до 51 502 единиц. Об этом говорится в релизе Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая теперь учитывает данные об импорте техники из Китая и Белоруссии и сведения от отечественных производителей.

Впрочем, спрос по основной номенклатуре дорожно-строительной и спецтехники в период с марта по июнь 2022 года был провальным из-за повышения ключевой ставки до 20%, расторжения части государственных контрактов, введения санкций на поставки комплектующих из недружественных стран, слома всех цепочек логистики, отметил спикер. С понижением ключевой ставки и налаживанием цепочек поставок комплектующих китайского производства рынок стал оживать, а в 2023 году по многим позициям отечественной техники спрос превышал предложение.

По словам Дениса Кудрявцева, рынок ДСТ в 2024 году скорее всего останется на уровне прошлого года или «будет чуть ниже». Что касается китайской техники, как выразился спикер, высокое качество не может стоить дешево, а в условиях отсутствия качественного сервиса и запчастей китайская техника через два года, а то и раньше будет выходить из строя и ржаветь «у забора».

В качестве конкретных претензий к технике из Поднебесной он указал на следующие недостатки: отсутствие сервиса, отсутствие запасных частей, быстрая смена модельного ряда, низкое качества материалов.

Адаптация к новым условиям

Инна Михалко IMG_9235.jpg

Исполнительный директор Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС) Инна Михалко выступила с докладом по теме «Утилизационный сбор и роль импорта в больших стройках, обозначенных президентом РФ». Она отметила, что на фоне изменения геополитической ситуации и высоких темпов строительства как импортеры, так и российские производители, начиная с 2022 года, столкнулись с необходимостью стремительной адаптации к новым условиям рынка, переориентации на рынок Юго-Восточной Азии, резкого наращивания темпов производства. Проводимые государством мероприятия по импортозамещению имеют положительный эффект: доля отечественной спецтехники на рынке стабильно растет. Но вместе с тем зависимость от импорта остается достаточно высокой. Процесс замещения продукции из недружественных стран поставками из других государств превалирует над процессом импортозамешения.

По различным оценкам, доля импортной техники, используемой в настоящее время в строительстве, составляет около 70%, из которых 90% приходится на китайскую продукцию. По данным таможенной статистики внешней торговли, импорт строительной техники из Китая демонстрирует устойчивую положительную динамику (с 2020 года по 2023-й объем поставок вырос почти в 1,7 раза, достигнув 2,094 млрд долларов США). По прогнозам экспертов, к 2025 году объем ежегодных поставок может достичь 2,5-3 млрд долларов.

Ключевыми факторами высокого спроса на спецтехнику из Китая являются прекращение поставок европейскими и американскими брендами, недостаточный объем отгрузки отечественной продукции, низкая стоимость, реализация масштабных инфраструктурных проектов в рамках государственных программ.

Сегодня строительная отрасль развивается беспрецедентно высокими темпами и, учитывая документы стратегического развития, эти темпы будут только нарастать. Например, план мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту дорог, утвержденный распоряжением правительства РФ от 20.06.2022 №1601-р, предусматривает до 2027 года модернизацию, расширение и строительство 4 тыс. км автотрасс, доведение до нормативного состояния 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах и в целом улучшение состояния более 100 тыс. км дорог по всей России. В соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ, утвержденной распоряжением правительства от 31.10.2022 №3268-р, объем жилищного строительства к 2030 году должен достичь 110 млн квадратных метров в год.

Кроме этого, до конца текущего года будут утверждены национальные проекты до 2030 года с горизонтом планирования до 2036 года, которые также будут содержать масштабные мероприятия, касающиеся инфраструктурного развития. В указанных условиях принципиальным для достижения технологического суверенитета и реализации запланированных инфраструктурных проектов является принятие комплекса мер по наращиванию производства российской спецтехники, выравниванию стоимости российской и китайской продукции, мотивации зарубежных компаний к локализации производств на территории России.

В настоящее время на уровне правительства РФ рассматриваются предложения о ежегодной индексации утилизационного сбора на спецтехнику в период 2025-2030 годов в целях сдерживания объемов импорта и создания условий для развития отечественных производителей. Вместе с тем достижение указанных целей исключительно посредством кратной индексации утилизационного сбора может создать серьезные риски для рынка спецтехники, строительной отрасли и экономики в целом. По мнению спикера, данные решения должны приниматься на основании детального анализа рынка и степени готовности предприятий к выпуску такой спецтехники в объеме, необходимом для бесперебойного удовлетворения спроса на внутреннем рынке с одновременной оценкой достаточности существующих мер государственной поддержки.

В этих условиях, по словам Инны Михалко, особенно важна роль Ассоциации по выработке взаимоприемлемых решений и консолидированной позиции отрасли и органов государственной власти на основе баланса интересов бизнеса и государства.

«В настоящее время мы активно работаем над вопросами развития промышленной ипотеки, локализации производств крупнейших поставщиков из дружественных стран, в том числе посредством механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК), совершенствования механизмов государственной поддержки обратного инжиниринга, выработки дифференцированного и сбалансированного подхода к индексации утилизационного сбора, — сказала она. — Предложения с конкретными мерами направлены на имя первого вице- премьера Дениса Мантурова».

«РИФЕЙ» завоевывает мир

Дмитрий Баженов IMG_9226.jpg

Заместитель генерального директора компании «Завод Стройтехника» Дмитрий Баженов поделился инновационными разработками в линии оборудования «Рифей» для промышленного и гражданского строительства. Докладчик рассказал о новинках производства завода последних лет — автоматизированных комплексах и полуавтоматических вибропрессах. По его словам, продукция широко продается в России, а 70% от всего объема направляется в страны ближнего зарубежья. Он особо отметил, что геополитическая напряженность отрицательно повлияла на своевременность поставки комплектующих, однако уже в текущем году проблема с этим частично решена, во всяком случае, не стоит столь остро.

Ассортимент строительных изделий, которые позволяет выпускать линия оборудования «Рифей», постоянно расширяется. Этому в немалой мере способствует оперативная связь с владельцами приобретенного оборудования, пожелания которых учитываются при обновлении ассортимента выпускаемой продукции.

Хорошим наследием от бывших инженеров-оборонщиков златоустовского машзавода, являющихся ядром инженерного состава «Стройтехники», стало то, что в линии «Рифей» изначально заложены технические решения, благодаря которым стали возможны производство с минимизацией затрат, упрощение условий производства, способность изготавливать строительные материалы по высоким современным стандартам и в необходимом количестве. Данное оборудование может производить полный набор необходимых для современного строительства стройматериалов.

«ЭЛКОН» — российскому рынку

Мирина Качалина IMG_9237.jpg

Директор российского филиала известной турецкой компании «ЭЛКОН» Мария Качалина поделилась опытом реализации социально значимых проектов и вывода нового продукта в условиях турбулентного рынка. Она особо отметила, что наравне с традиционными быстромонтируемыми и мобильными бетонными заводами на «ЭЛКОНЕ» в последнее время обратили внимание на сектор, где ранее компания не присутствовала, — с недавних пор она занялась выпуском теплоэнергетического оборудования для промпредприятий.

По словам Марии Качалиной, острая потребность в производстве бетона отмечена практически по всей территории страны: «От Дона до Амура. Наша техника, например, работает по наращиванию потенциала аэропорта в Казани. А в нынешнем году фирма особенно активно сотрудничает с компаниями на крупных стройках Сибирского федерального округа».

Московский офис «ЭЛКОНА» открылся в 2005 году, но бетонные заводы компании появились в России задолго до этого — в Самаре, Южно-Сахалинске и Томске. Только в 2004 году в РФ было размещено уже 14 таких заводов, что привело к необходимости создания в России собственных «фирменных» монтажных и пусконаладочных бригад. Затем в России был организован склад запчастей по номенклатуре выпускаемых «ЭЛКОНОМ» бетонных заводов.

IMG_9255.JPG

Кстати:

Организаторы выставки наградили «Стройгазету» дипломом «За весомый вклад в развитие строительной отрасли и экспертную поддержку в подготовке деловой программы СТТ Expo 2024»