
По завершении учебного года российские школы традиционно переходят к обновлению и ремонту зданий и помещений. Например, в Москве в 2025 году запущен масштабный проект модернизации «Моя школа», в рамках которого ежегодно планируется обновление 100 образовательных учреждений. Цель этих мероприятий — не только замена облицовки фасадов, мебели и ремонт инженерного оборудования, но и создание комфортной среды для обучения, которая напрямую влияет на успеваемость и здоровье детей, а также самочувствие педагогов.
Грамотно организованный ремонт школы — это инвестиция в будущее образования. Правильно подобранные материалы, продуманное зонирование и современный дизайн создают оптимальные условия для учебного процесса и развития детей. Важно помнить, что каждый элемент ремонта будет работать на создание комфортной и безопасной образовательной среды.
В числе ключевых аспектов — акустический комфорт и борьба с шумовым загрязнением в учебных классах. Эти проблемы все еще актуальны для многих российских школ, а их решение требует комплексного подхода, о сути которого рассказал Николай Торшин, менеджер по развитию направления, компании «Рокфон» (бизнес-подразделение «РОКВУЛ»).
77 % учащихся и студентов называют шум основной помехой учебному процессу. Такие данные получены в результате исследования, проведенного компанией «Рокфон», Значительные трудности для нормального обучения создает постоянный шумовой фон в классах, часто превышающий по интенсивности допустимые 40 дБА. Учителя вынуждены говорить громче, что ведет к профессиональным заболеваниям: 50 % педагогов страдают от необратимых повреждений голосовых связок. Кроме того, результаты опубликованных в «Российском педиатрическом журнале» исследований свидетельствуют о том, что превышение нормативного уровня шума оценивается учителями как неблагоприятное, при этом повышение уровня фонового шума до 51 дБА снижает результаты школьников на стандартизированных тестах в среднем на 5,5 балла.
У шума в учебных помещениях два основных источника: посторонние звуки извне (например, с улицы или из школьных коридоров) и гул, возникающий из-за реверберации — многократного отражения звука от внутренних поверхностей помещения. Эффект эха делает речь учителя менее разборчивой и усиливает посторонние звуки, производимые учениками, что затрудняет коммуникацию.
Решением проблемы эха является использование при ремонте школ акустических материалов с высоким коэффициентом звукопоглощения, таких как потолочные и стеновые панели. Они эффективно снижают уровень шума и реверберации в учебных классах, обеспечивая практически полное поглощение отраженных звуковых волн в «голосовом» диапазоне частот 250–4000 Гц. Это позволяет минимизировать эффект эха, улучшить разборчивость речи и создать комфортную акустическую среду.
Примером успешного применения таких решений может проект в одной из новых школ Казани, где была использована «Методика акустического проектирования образовательных учреждений объемом менее 300 кубических метров». В музыкальном классе на 24 места, изначально имевшем стандартную отделку, время реверберации составляло 1,7 секунды, что значительно превышало рекомендуемый диапазон — 0,6-0,8 секунды. После установки акустических панелей на потолок и частично на стены время реверберации удалось снизить до 0,75 секунды. Это позволило добиться разборчивости речи на всех рядах в классе и при этом сохранить эстетический его облик без значительных изменений в дизайне.
Также необходимо уделять внимание звукоизоляции помещений от посторонних звуков. Для городских школ, расположенных вблизи оживленных улиц, особое значение имеет правильный выбор окон. Например, двухкамерные стеклопакеты, вопреки распространенному мнению, не всегда эффективны из-за резонанса между стеклами одинаковой толщины. Оптимальным решением являются однокамерные стеклопакеты с воздушным просветом более 35 мм и стеклами разной толщины (например, 6 и 8 мм), которые обеспечивают более высокий уровень звукоизоляции.
Дверные проемы, в том числе, требуют внимания: некачественное уплотнение контура примыкания может стать причиной проникновения в классы шума из коридоров. Кроме того, акустический дискомфорт могут создавать скрытые источники шума, такие как вентиляционные системы. Ошибки при проектировании или монтаже воздуховодов часто приводят к гулу, который сложно устранить. Поэтому на стадии проектирования важно учитывать акустические параметры всех инженерных коммуникаций.
При выборе акустических решений для школ важно принимать в расчет не только их эффективность, но и безопасность. Материалы должны быть негорючими, препятствующими образованию плесени и распространению бактериальной флоры, а также соответствующими строгим санитарным требованиям.
Грамотно организованный ремонт школы — это инвестиция в будущее образования. Правильно подобранные материалы, продуманное зонирование и современный дизайн создают оптимальные условия для учебного процесса и развития детей. Важно помнить, что каждый элемент ремонта будет работать на создание комфортной и безопасной образовательной среды.
В числе ключевых аспектов — акустический комфорт и борьба с шумовым загрязнением в учебных классах. Эти проблемы все еще актуальны для многих российских школ, а их решение требует комплексного подхода, о сути которого рассказал Николай Торшин, менеджер по развитию направления, компании «Рокфон» (бизнес-подразделение «РОКВУЛ»).
77 % учащихся и студентов называют шум основной помехой учебному процессу. Такие данные получены в результате исследования, проведенного компанией «Рокфон», Значительные трудности для нормального обучения создает постоянный шумовой фон в классах, часто превышающий по интенсивности допустимые 40 дБА. Учителя вынуждены говорить громче, что ведет к профессиональным заболеваниям: 50 % педагогов страдают от необратимых повреждений голосовых связок. Кроме того, результаты опубликованных в «Российском педиатрическом журнале» исследований свидетельствуют о том, что превышение нормативного уровня шума оценивается учителями как неблагоприятное, при этом повышение уровня фонового шума до 51 дБА снижает результаты школьников на стандартизированных тестах в среднем на 5,5 балла.
У шума в учебных помещениях два основных источника: посторонние звуки извне (например, с улицы или из школьных коридоров) и гул, возникающий из-за реверберации — многократного отражения звука от внутренних поверхностей помещения. Эффект эха делает речь учителя менее разборчивой и усиливает посторонние звуки, производимые учениками, что затрудняет коммуникацию.
Решением проблемы эха является использование при ремонте школ акустических материалов с высоким коэффициентом звукопоглощения, таких как потолочные и стеновые панели. Они эффективно снижают уровень шума и реверберации в учебных классах, обеспечивая практически полное поглощение отраженных звуковых волн в «голосовом» диапазоне частот 250–4000 Гц. Это позволяет минимизировать эффект эха, улучшить разборчивость речи и создать комфортную акустическую среду.
Примером успешного применения таких решений может проект в одной из новых школ Казани, где была использована «Методика акустического проектирования образовательных учреждений объемом менее 300 кубических метров». В музыкальном классе на 24 места, изначально имевшем стандартную отделку, время реверберации составляло 1,7 секунды, что значительно превышало рекомендуемый диапазон — 0,6-0,8 секунды. После установки акустических панелей на потолок и частично на стены время реверберации удалось снизить до 0,75 секунды. Это позволило добиться разборчивости речи на всех рядах в классе и при этом сохранить эстетический его облик без значительных изменений в дизайне.
Также необходимо уделять внимание звукоизоляции помещений от посторонних звуков. Для городских школ, расположенных вблизи оживленных улиц, особое значение имеет правильный выбор окон. Например, двухкамерные стеклопакеты, вопреки распространенному мнению, не всегда эффективны из-за резонанса между стеклами одинаковой толщины. Оптимальным решением являются однокамерные стеклопакеты с воздушным просветом более 35 мм и стеклами разной толщины (например, 6 и 8 мм), которые обеспечивают более высокий уровень звукоизоляции.
Дверные проемы, в том числе, требуют внимания: некачественное уплотнение контура примыкания может стать причиной проникновения в классы шума из коридоров. Кроме того, акустический дискомфорт могут создавать скрытые источники шума, такие как вентиляционные системы. Ошибки при проектировании или монтаже воздуховодов часто приводят к гулу, который сложно устранить. Поэтому на стадии проектирования важно учитывать акустические параметры всех инженерных коммуникаций.
При выборе акустических решений для школ важно принимать в расчет не только их эффективность, но и безопасность. Материалы должны быть негорючими, препятствующими образованию плесени и распространению бактериальной флоры, а также соответствующими строгим санитарным требованиям.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: