

Вячеслав Вадимович, как бы вы охарактеризовали реальную ситуацию на рынке специализированного машиностроения и, в частности, в производстве дорожно-строительной техники?
Начиная с июля-августа прошлого года мы наблюдаем постоянное сокращение рынка, снижение спроса. Это связано не с отсутствием предложения, проблемами с импортом, другими ограничениями — идет снижение потребительской активности, не обновляются автопарки, не инвестируются средства в приобретение новой техники. Это происходит по объективным причинам: с одной стороны, были корректировки выплат по крупным государственным стройкам, с другой, Центральный банк взял курс на охлаждение экономики, ну, и с третьей стороны, у любого потребителя нашей продукции зачастую есть более срочные траты, чем приобретение новой техники. Имеющийся парк всегда можно подлатать, продлить срок службы, где-то в аренду взять. А вот, скажем, без ГСМ, без строительных материалов, выплаты зарплаты и так далее работа вообще замрет.
В кризисной ситуации всегда в первую очередь режут пункт по приобретению новой техники.
Каким образом это сказалось на производстве?
Это привело к колоссальным накопившимся запасам на складах готовой продукции, в которых заморожены большие деньги, к кризису в плане оборотки, сокращению либо полной заморозке всех инвестпроектов.
Более-менее еще справляются с возникшей ситуацией те, у кого бизнес ориентирован не только на гражданскую продукцию, но и на гособоронзаказ. Своеобразная пирамидка перевернулась: те, у кого прежде соотношение было в пользу гражданского сегмента, теперь сильно нарастили производство в пользу обороны.
В общем, с точки зрения производителей сложилась весьма плачевная ситуация, которая касается, кстати, не только их. По импортерам картина та же: у поставщиков, дилеров забиты площадки — техники много, и ее уже готовы продавать по себестоимости и даже ниже.
Есть информация, что склады поставщиков забиты только китайской техникой настолько, что потребности нашего рынка обеспечены на полтора года вперед. Это так?
По нашей оценке, это утверждение справедливо по гусеничным экскаваторам (здесь вообще на три года вперед), по фронтальным погрузчикам тоже явный избыток. По дорожным каткам — месяцев на шесть. По грейдерам — нет: их китайцы не так активно завозят. В общем, по наиболее массовым видам строительной техники эта цифра реальна.
Сокращение ключевых мер господдержки и пересмотр условий их реализации — что это конкретно значит?
Сокращения мер поддержки не произошло, наоборот, по субсидированию скидок в этом году выделены беспрецедентные 13 млрд рублей — почти на порядок больше, чем в предыдущие годы. По тем же экскаваторам размер скидки увеличили с 10 до 30%. Но даже такие условия не позволяют рынок взбодрить.
Недавно глава Минпромторга РФ Антон Алиханов и генеральный директор «ДОМ. РФ» Виталий Мутко представили новую меру господдержки — программу льготного лизинга коммунальной и дорожно-строительной техники. Эта программа будет реализована за счет субсидируемого Минпромторгом РФ выпуска облигаций для привлечения частных инвестиций, которые будут направлены в качестве займов лизинговым организациям для приобретения техники на льготных условиях.
Мы на эту меру возлагаем определенные надежды. Но, на наш взгляд, ее еще надо будет дорабатывать: скрестить ее, например, с постановлением правительства РФ от 04.06.2020 №823 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования», чтобы субсидировались и первоначальный взнос, и льготная ставка по лизингу.
В лучшие времена для отрасли лизинг был популярен?
Да. Я бы это назвал ростом цивилизованности рынка. Со времен еще Государственной транспортной лизинговой компании, когда все распробовали ее льготные программы и поняли, что такое лизинг вообще, пошло бурное развитие коммерческого лизинга, возможностями которого активно стали пользоваться как потребители, так и производители. По оценкам некоторых заводов, производящих ДСТ, доля их реализации через лизинг достигала 50-60%.
Как быть с обывательским утверждением: наша ДСТ по качеству хуже импортной — разница такая же, как между «Мерседесом» и «Ладой»?
Во-первых, качество инвестиционного машиностроения — это не до конца понятный критерий. Есть цена качества, есть технические характеристики, есть стабильность выполнения техпроцессов и так далее. Когда мы начинаем разбираться по этим параметрам, получается, что заметной разницы и нет. А если мы смотрим по соотношению «цена — качество», то оказывается, что наша техника более выгодна.
Есть такая медийная история, касающаяся российского асфальтоукладчика. Совместно с дорожниками коллеги с одного из орловских предприятий создали и доработали такую машину, которая в итоге по цене в три раза дешевле, но выполняет те же операции, в том же объеме и в ту же единицу времени.
В этом контексте нельзя не упомянуть ДСТ «Урал», который «на северах» без всякой поддержки и протекционизма вышиб своими бульдозерами из парка «Газпрома» и других компаний машины известных иностранных брендов.
Кстати, сейчас Минпромторг России работает над созданием государственной системы машинно-испытательных станций (МИС), которые смогут эти все спекуляции прекратить. Эти станции будут проводить по единым методикам испытания функциональных характеристик новой техники, ресурсные и экономические сравнительные испытания, чтобы иметь возможность предметно обо всем этом говорить.
Какими механизмами господдержки пользуются иностранные компании для успешной конкуренции с нашими производителями?
У меня нет подробной и полной статистики на этот счет, но могу с уверенностью сказать, что экономические условия, в которых работают иностранные производители, позволяют даже без поддержки государства производить технику на 30% дешевле, чем у нас. Если говорить о китайцах, то у них дешевле электроэнергия, сырье и сопутствующие материалы, огромные объемы внутреннего рынка, ключевая ставка в двадцать раз ниже нашей. Все это справедливо и для Европы. Удивительно, но в той же Германии внутренние цены на металл ниже, чем у нас, как и стоимость электроэнергии для собственных предприятий.
В общем, даже базовые экономические условия без мер господдержки позволяют большинству импортеров быть более конкурентоспособными.
Наши власти наверняка владеют этой информацией, в частности, благодаря усилиям «Росспецмаша». Что они делают для поддержки отечественных производителей?
Правительство пытается обеспечить защиту внутреннего рынка рублем. То есть господдержка направлена на компенсацию неравных условий производства, которые существуют у нас и у конкурентов за рубежом. Иными словами, это частично защита рынка, частично субсидии, направленные на то, чтобы сделать нашу технику дешевле. В краткосрочной перспективе это, наверно, правильно, но, на наш взгляд, надо менять сами условия игры: снизить ключевую ставку, изменить стоимость электроэнергии для промышленности, ведь мы — одна из немногих стран, где промышленность субсидирует льготный тариф на электроэнергию для населения. Справедливо ли это? Спорный вопрос. Надо ли обижать население? Конечно, нет. Но проводить политику энергосбережения, внедрять и пропагандировать энергоэффективность именно для населения надо обязательно. С изменением тарифов на энергию для промышленности изменятся в лучшую сторону и цены на сырье, металл, материалы и так далее.
Представим идеальную ситуацию: условия экономической деятельности для производителей техники становятся максимально благоприятными. Не пропадет ли у руководства предприятий стимул для постоянного совершенствования, улучшения и обновления производственных линий?
Приведу пример. Пока не началось искусственное охлаждение экономики через ключевую ставку, даже при не самых благоприятных для развития условиях практически все крупные производители техники запустили масштабные инвестиционные программы. Тех, кто потребительски относился к собственным производствам, изымая прибыль в своих целях, уже к 2014 году были единицы. Сейчас на рынке только те, кто действительно заинтересован в успехе своих предприятий. Именно они и стали инвестировать вдолгую — закупать новое оборудование, станки и поточные линии, расширять мощности. Но то, что происходит сейчас в экономике, многие руководители промышленных предприятий считают предательством интересов промышленности и в целом страны.
Номер публикации: №18 23.05.2025