Битва в пути: российские машиностроители о проблемах и средствах их решения

Битва в пути: российские машиностроители о проблемах и средствах их решения

Битва в пути: российские машиностроители о проблемах и средствах их решения Shutterstock/FOTODOM
В рамках прошедших в Челябинской области выставки «СТРОЙДОРЭКСПО-2025» и форума «СПЕЦМАШЭКСПО-2025», организованных Минпромторгом России, Ассоциацией «Росспецмаш» и СоюзМашем России, состоялся круглый стол «Перспективные механизмы развития рынка дорожно-строительной техники» под модерацией заместителя директора «Росспецмаша» Вячеслава Пронина. В нем приняли участие руководители заводов — производителей спецтехники, строительных и эксплуатационных организаций и предприятий, представители профильных министерств и ведомств, обсудившие конкретные проблемы, стоящие на пути поступательного развития отечественного дорожно-строительного машиностроения.

В своем выступлении Вячеслав Пронин отметил, что некоторое время назад — в 2023 году — первый зампред правительства Денис Мантуров утвердил план по развитию отечественного дорожно-строительного машиностроения, что с большим энтузиазмом было воспринято всеми, кто непосредственно связан с работой отрасли. Исполнение этого плана привело к значительному улучшению условий производства отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ). К слову сказать, Минпромторг РФ практически всегда с большим вниманием относится к отечественному машиностроению, всячески поддерживая инициативы по продвижению интересов российских машиностроителей в парадигме поступательного развития всей отрасли.

Тем не менее, по мнению Вячеслава Пронина, фундаментальные проблемы, стоящие перед отечественными производителями ДСТ, никуда не делись. Одна из них — противоречие в области технического регулирования между требованиями к технике в части безопасности и качества, поскольку нет органов, которые должны были бы осуществлять этот контроль. Таким образом, ни производитель, ни дистрибьютор техники и механизмов, не соответствующих заявленным российским требованиям к ним, никакой ответственности не несут и безнаказанно реализуют технику, не отвечающую таким требованиям. Этот перекос требует немедленного исправления.

Немалой проблемой для отечественных производителей техники является то, что крупнейшие госкомпании и госкорпорации, выполняя госзаказы по строительству крупных инфраструктурных проектов, закупают для этих целей, как правило, импортную технику, зачастую производства недружественных стран, игнорируя тот факт, что аналогичная техника производится в самой России, хотя государственные средства вряд ли должны направляться на поддержку иностранных компаний даже из дружественных стран. Модератор привел в пример политику Китая, диктующую максимальную поддержку собственных производителей. И такая поддержка дала свои плоды — китайские машиностроители, в том числе производители ДСТ, уверенно входят в топ крупнейших мировых компаний этого профиля.

Представитель Минпромторга России Станислав Черторыжский, курирующий сельскохозяйственное, пищевое и дорожно-строительное машиностроение, со своей стороны, рассказал о мерах поддержки отечественных машиностроителей, которые реализуются и планируются к реализации со стороны министерства, и заверил собравшихся в том, что министерство всецело на стороне российского машиностроения. Тем не менее, выступавшие следом представители российских предприятий, рассказывая о текущей ситуации на рынке дорожно-строительной техники, назвали большое количество проблем, которые по-прежнему стоят перед ними.

Российские власти не отказались от протекционистской политики по отношению к отечественному машиностроению. Так, 10 сентября премьер-министр Михаил Мишустин подписал документ, которым утверждаются изменения в действующие ставки ввозных таможенных пошлин для товаров из недружественных стран, в том числе для отдельных видов новых автомобильных полуприцепов. Эти поправки, уже вступившие в силу, устанавливают повышенные пошлины на импорт большегрузных полуприцепов двух типов: новых тяжелых тентованных полуприцепов-шасси с полной массой более 15 тонн и габаритной длиной не менее 13,6 м. На них установлена пошлина в размере 35%.

Также повышенные пошлины касаются новых рефрижераторных полуприцепов с внутренним объемом кузова не менее 76 кубометров — для них ставка составит 20%. Повышение пошлин не распространяется на полуприцепы, выпущенные в Венгрии и Словакии. При этом необходимо отметить, что отечественные производители полуприцепов располагают всем необходимым для замещения на внутреннем рынке подобной техники.