О необходимости дальнейшего укрепления взаимодействия цементников и госорганов также заявила заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Наталья Попкова. По ее словам, сегодня налажен «хороший» диалог между ведомством и отраслью, и это имеет важное значение, так как цемпром является локомотивом всего российского стройкомплекса и его любое «недомогание» негативно сказывается на всей цепочке строительства. При этом представители цементной индустрии и профильные эксперты призвали власти более оперативно откликаться на происходящие в отрасли процессы, констатировав, что уже сегодня цементные предприятия оказались в очень сложной ситуации, и если падение спроса на их продукцию продолжится, то неизбежна остановка некоторых заводов, что повлечет за собой дефицит цемента на рынке и срыв строительных проектов. Меры, способные предотвратить этот сценарий, хорошо известны — и их давно пора задействовать.
Штормовое предупреждение
Уровень потребления цемента является надежным маркером, по которому можно судить о происходящих в строительном комплексе в частности и в экономике в целом процессах. И сравнение российских реалий с тем, что имеет место в других странах, свидетельствует о явном неблагополучии. Так, в нашей стране потребление цемента в 2021 году составило 420 кг на человека, тогда как в Казахстане — 620 кг, а в Китае и вовсе 1 630. Это говорит о том, что экономика соседних государств развивается существенно динамичнее, рост городов и создание новой инфраструктуры там идут более быстрыми темпами.
К сожалению, в настоящее время отставание России от более успешных государств продолжает нарастать, так как в отечественном строительном комплексе отмечается спад и производство цемента сокращается. По данным Росстата, этот процесс начался еще в конце прошлого года, а за январь-февраль текущего производство цемента сократилось на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Перспективы будущего производства и потребления также носят отрицательный характер. «Согласно прогнозу, в 2023-м ожидается стагнация в стройотрасли, снижение объема цементного рынка может составить 10% к уровню 2022-го, а по пессимистичному сценарию — и вовсе 20%», — предупреждает исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина.
Схожего мнения придерживается и управляющий партнер аналитического агентства «СМ ПРО» Владимир Гузь: «Ситуация напоминает приближение шторма на море. Как будто он где-то уже начался, но до нас еще не дошел».
Ралли издержек
Такие перспективы вызывают обоснованное беспокойство, ведь цементная отрасль — крупнотоннажная, технологически сложная, энергои капиталоемкая, и чтобы даже в более благоприятных, нежели сегодня, условиях существенно увеличить объемы производства, цементным заводам требуется от года до трех лет. Между тем, уже в течение длительного времени предприятия отрасли функционируют в неблагоприятных условиях, и хотя производители пытаются модернизировать заводы и инвестируют в их развитие, начавшийся спад может перечеркнуть существенную часть этих усилий и остановить даже успешные предприятия.
Как отмечает Дарья Мартынкина, износ основных фондов, импортозависимость и постоянно повышающиеся требования к качеству цемента, его ассортименту, уровню промышленной и экологической безопасности требуют от производителей значительных инвестиций. При этом доля условно постоянных затрат высока, так как средний уровень загрузки производств составляет в России не более 60%.
Однако на протяжении длительного времени цена реализации цемента существенно отстает от роста его себестоимости и от динамики индекса цен производителей промышленных товаров, не учитывает объемы ремонтных и инвестиционных программ, которые проводились за собственные и кредитные средства, взятые под высокие проценты. «Отсутствие возможности инвестировать в развитие производства в необходимых объемах может привести к деградации отрасли, которая является системообразующей, обеспечивает страну стратегически значимым продуктом — цементом», — опасается Дарья Мартынкина.
В нынешних экономических условиях ежегодный рост издержек цементных предприятий является неизбежным. В частности, причинами удорожания в 2022 году стали (рост цен/тарифов, доля в себестоимости): газ (+8,5%, 13%), электроэнергия (+9%, 9%), ж/д перевозки (+21,4%, 23%), сырье (+17,5%, 5%), зарплата (+15%, 13%). Для сравнения: в 2022 году цементники были вынуждены повысить цены на 17%, тогда как себестоимость цемента увеличилась на 30%.
И это ралли продолжается. Только с января по март рост затрат цементных предприятий — членов НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» составил: на ремонт и техническое обслуживание оборудования — от 40 до 70%, на электроэнергию — от 12 до 22%, на газ — от 8,5%, на железнодорожные перевозки — от 10%, на заработную плату — до 30%. В результате себестоимость цемента в среднем выросла от 17% до 30%.
Меры известны
Сегодня потребность стройрынка в цементе сокращается. Падение спроса только началось и может оказаться еще более серьезным, как только закончатся госпроекты. Сочетание этих двух факторов способно остановить многие цементные заводы, что поставит под вопрос сроки реализации крупных инфраструктурных и других проектов, скажется на их стоимости. Причем это относится и к другим отраслям промышлености стройматериалов (ПСМ).
Поэтому в сложившихся обстоятельствах нужны энергичные шаги по предотвращению кризиса в строительном комплексе и обеспечивающих его материалами отраслях. «У цементной отрасли есть определенная «подушка безопасности», но она достаточно быстро тает: отрасль в значительной степени зависит от поставок импортного оборудования, а рост цен на него и сложности поставки заметно ухудшают прогнозы развития. Поэтому вопросы импортозамещения в цементной отрасли стоят очень остро», — констатирует руководитель компании «Амикронконсалтинг» Ольга Соколова.
Из этого следует, что надо срочно сформировать госпрограмму импортозамещения оборудования и запчастей в ПСМ с необходимыми мерами поддержки и начать ее реализацию уже в этом году. Далее, необходимо получить от Минстроя и Минтранса гарантированный прогноз потребления цемента в разрезе федеральных округов и регионов. Также нужны меры поддержки инвестпрограмм по созданию инфраструктуры, субсидии на производство и доставку альтернативного топлива до цементных предприятий. Наконец, пора усовершенствовать меры финансовой поддержки, в том числе включить продукцию «цемент» (ОКПД2 — 23.51) в «Перечень приоритетной продукции», предусмотренной проектом постановления о поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты, и установить минимальную стоимость таких проектов на уровне 500 млн рублей.
Кроме того, добавляет Дарья Мартынкина, драйверами рост спроса на цемент должно стать наряду с увеличением объемов строительства и расширение областей его использования. Например, перспективным направлением развития цементной отрасли является применение дорожного цементобетона и минеральных вяжущих в дорожном строительстве.
«Сегодня цементная отрасль способна в полной мере обеспечить страну высококачественными дорожными цементами соответствующих ГОСТ и адресных рецептур. Такие стройматериалы уже сертифицированы многими отечественными предприятиями, при грамотном долгосрочном планировании дорожных работ заводы смогут гарантировать своевременность поставок и стабильно высокое качество цемента», — заявила представитель «СОЮЗЦЕМЕНТа».
Сомнительный импорт
Главная особенность российского рынка цемента — он был и остается высококонкурентным. Огромный профицит мощностей, транспортная доступность большинства регионов, активность зарубежных поставщиков — все это заставляет бороться за каждого потребителя. Однако сегодня идет активный импорт цемента из Ирана, Казахстана и Белоруссии, где цементные предприятия еще и пользуются господдержкой. Поставщики и из Ирана, и из Белоруссии намерены наращивать поставки. Так, в 2022 году резкое увеличение белорусского импорта совпало с сезонным спадом потребления цемента на российском рынке и изменило доли рынка других производителей цемента. Поэтому если не принять соответствующих мер, то импорт достигнет критических 5-7 млн тонн в год, что может привести к вынужденному закрытию отечественных заводов по производству цемента. Владимир Гузь из «СМ ПРО» считает, что такая угроза более чем реальна и уже реализуется. «Остановка отечественных заводов в условиях сокращения спроса — вполне вероятное событие. В силу политизации этого вопроса решением может быть, с одной стороны, сохранение спроса на цемент, с другой, договоренности с партнерами из Белоруссии и Ирана об ограниченных объемах», — считает эксперт, отмечая, что «не советует отечественным потребителям брать зарубежный цемент из-за рисков низкого качества как следствия длительной транспортировки и нахождения заводов-производителей, отвечающих за качество продукции, в другой правовой среде».
«В связи с увеличением объема ввозимой на территорию РФ цементной продукции из третьих стран необходимо применение защитных мер в отношении отечественных производителей, в том числе предлагается обсудить возможность введения мер нетарифного регулирования импорта цемента», — говорит Дарья Мартныкина.
И конечно, цементники должны иметь четкую перспективу. «Задача прогнозирования потребления базовых стройматериалов по-прежнему очень актуальна. Государство является агрегатором всей информации о строящихся в стране объектах (поскольку выдает разрешения на строительство), на основе этих данных можно строить адекватные прогнозные модели. Однако до сих пор эта работа не ведется», — заключила Ольга Соколова.
Дарья МАРТЫНКИНА, исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»:
«В среднесрочной и долгосрочной перспективах положительными факторами для отрасли станут антикризисные мероприятия правительства страны и региональных властей, пакеты поддержки экономики, системообразующих предприятий и населения, а также реновация жилого фонда, реализация проектов комплексного освоения территорий, увеличение доли строительства цементобетонных дорог, выполнение национального проекта «Жилье и городская среда», реализация социальных инициатив президента России»
Владимир ГУЗЬ, управляющий партнер «СМ ПРО»:
«Самой эффективной, простой и быстрой мерой поддержки могло бы быть кредитование производителей цемента на покупку российского оборудования с минимальной процентной ставкой, например, 0,5% годовых. В этом случае деньги остаются в нашей экономике, снижается давление на курс рубля, стимулируется импортозамещение»
Номер публикации: №15 28.04.2023