Бетонный волшебник: Александр Тринкер возводил грандиозные сооружения с минимальными затратами

Бетонный волшебник: Александр Тринкер возводил грандиозные сооружения с минимальными затратами

Бетонный волшебник: Александр Тринкер возводил грандиозные сооружения с минимальными затратами Из личного архива Александра Тринкера
Один из самых давних авторов «Стройгазеты», доктор технических наук Александр Тринкер отмечает сегодня свое 75-летие. В ставшем уже далеким 1988 году он рассказал нашим читателям о том, каких результатов можно достичь, применяя «волшебную», по его словам, полифункциональную добавку ЛТМ, изготовленную на основе лигносульфоната (ЛСТ) — отхода, образующегося при производстве бумаги.

Тринкер.jpg

Разработанная коллективами ВНИПИТеплопроекта и КТБ «Мосоргстройматериалы», главным конструктором которого работал тогда Александр Тринкер, это была самая недорогая из всех применявшихся на тот день в мире добавок в бетон. Для ее приготовления требовалось только смешать раствор ЛСТ и электролит (многотоннажные отходы разных производств) при температуре 79-80 градусов, интенсивно перемешать их — и всего лишь один ее килограмм на кубометр бетона даст внушительные результаты. Чудо-добавка из отходов снижает расход цемента на 8-16%, обеспечивает получение высокомарочных бетонов, вдвое увеличивает морозостойкость и долговечность бетона и изделий из него, открывает возможность применения сокращенных до 5-7 часов режимов тепловой обработки, не оказывает, в отличие от других добавок, раздражающего и аллергического воздействия. Такие показатели, достигнутые на заре химизации производства бетона и железобетона, актуальны и по сей день, поскольку позволяют во многих случаях обойтись без импортных дорогих ингредиентов при изготовлении добавок для монолитного и сборного тяжелого, легкого и ячеистого железобетона, как низко-, так и высокомарочного бетона. Причем была освоена технология производства сухого порошка ЛТМ.

Успех широко и эффективно применявшегося с 1982 года универсального отечественного суперпластификатора ЛТМ предопределили исследования отца Александра Тринкера — кандидата технических наук Бориса Тринкера, ветерана Великой Отечественной войны, освободителя от нацистов Норвегии, Румынии, Венгрии и Австрии, который в 1947 году изобрел и применил ССБ — самый первый пластификатор для бетона из многотоннажных отходов производства целлюлознобумажных комбинатов. Затем были разработаны комплексные добавки на основе технических лигносульфонатов, в том числе пластификатор СДБ, использовавшийся для строительства Останкинской телебашни, что в 2000 году обеспечило стойкость при пожаре башни.

С 1970 года к работе по созданию модификаторов нового поколения подключился Александр Тринкер и применил их на многих заводах Минэнерго, Минмонтажспецстроя, Минсредмаша СССР, Главмосстроя и Главмоспромстройматериалов. При этом наряду с новыми добавками, позволяющими повышать прочность, плотность, морозостойкость, водонепроницаемость и долговечность бетона в любой среде, защищать его от коррозии при одновременной экономии цемента в строительстве, Александр Тринкер применял миксеры, бетононасосы и скользящую опалубку, которые в совокупности составили «Единую систему скоростного бетонирования». Основы технологии, методики применения, проектирования бетона и контроля качества для скоростного строительства в скользящей опалубке разработал в 1960-х годах опять же отец будущего доктора технических наук Борис Тринкер. Скользящую опалубку с бетононасосами после заливки в нее бетона медленно перемещают при помощи гидравлических домкратов, возводя монолитную оболочку сооружения, отличающуюся долговечностью, водонепроницаемостью и 100% монолитностью — без рабочих швов бетонирования!

Александр Тринкер успешно применял скользящую опалубку с бетононасосами для возведения высотных 250-330-420-метровых дымовых труб и башенных градирен высотой 90-150 м на отечественных ТЭЦ, ГРЭС и АЭС. Благодаря ей в 1977 году со скоростью 3 м в сутки была построена 90-метровая градирня ТЭЦ-25 Мосэнерго, а в 1980 году — градирня Гомельской ТЭЦ с рекордной в мире скоростью подъема опалубки — 7-9 м в сутки.

О том, что эта технология не устарела по сей день, свидетельствует тот факт, что утвержденная в 1982 году Минмонтажспецстроем СССР «Инструкция по возведению монолитных железобетонных труб и башенных градирен» ВСН 430-82, в числе авторов которой отец и сын Тринкеры, была переиздана в 2021 году. Научно-практический опыт советских строителей был успешно применен в Норвегии на строительстве уникальной огромной морской газодобывающей платформы «Troll-А», и, по мнению Александра Тринкера, его можно использовать при освоении нефтяных и газовых месторождений России на шельфе Северного Ледовитого океана.

До сих пор Александру Тринкеру помогает его жена Марина Матвеевна Тринкер, которая, будучи главным конструктором проектного отдела института «Гидроспецпроект» Всесоюзного объединения «Гидроспецстрой» Минэнерго СССР, разрабатывала скользящую опалубку для высотных сооружений. Помогла она ему и в 2020 году, выходив после перенесенного им обширного инсульта.

Коллектив «Стройгазеты» желает юбиляру больше не болеть и еще долго-долго сохранять присущую ему творческую активность!



Теги: