
Эту тему в недавнем интервью поднимал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Связаны такие цифры с высокой долей стоимости тарифов естественных монополий и затрат, не зависящих напрямую от производителей. В теме разбиралась «Стройгазета».
Актуальная проблема
По словам вице-премьера, из всего объема стройки в стране наибольшая ее доля приходится на жилье. Только в 2023 году было введено 178 млн кв. метров недвижимости, из них 136 млн — именно жилые здания. Сейчас темпы немного снизились, однако правительство собирается вводить не менее 100 млн кв. метров жилья в год. Но тут возникает проблема — год от года цены на стройматериалы заметно растут. Марат Хуснуллин отметил, что в стоимости строительства в зависимости от типа недвижимости от 30 до 70% — это стоимость стройматериалов. При этом зачастую повышение цен провоцируют не сами производители, а рост себестоимости и издержки производства.
Поговорим конкретно о цементе. Заместитель директора Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России Евгений Мухин во время круглого стола «Повышение устойчивости цементной отрасли к внешним воздействиям», прошедшего в начале марта, подчеркнул, что, согласно результатам мониторинга, в 2024 году цены на цемент выросли на 12,01%. «С начала 2025 года динамика немного усиливается — у нас фиксируется рост на 1,5% при среднем росте цен по группе ценообразующих ресурсов на 0,8%», — уточнил он.
Издержки производства
По мнению экспертов отрасли, повышение стоимости цемента связано с несколькими важными факторами. В себестоимости этого материала весьма высока доля тарифов естественных монополий и затрат, не зависящих от производителей. Например, значительно дорожают энергоресурсы. В прошлом году на 11,2% вырос в цене газ, доля которого в себестоимости цемента 13%, а с июля тарифы планируют проиндексировать еще на 10,3%. На 9% увеличились тарифы на электроэнергию (с июля индексация еще на 11,6%), доля которой в производстве цемента составляет 9%.
В 2024 году значительно подорожали запчасти и комплектующие, обслуживание импортного оборудования, на которое завязана большая часть производственного процесса. И цены продолжают расти.
Не играет на руку и высокая ключевая ставка ЦБ: компании вынуждены брать кредиты на модернизацию производства и платить высокие проценты. При этом модернизация — обязательная составляющая производственного процесса, обойтись без нее невозможно. Ведется она по нескольким направлениям. Компании обязаны выполнять требования природоохранного законодательства и вести экологичное производство, иначе предусмотрены штрафы. Кроме того, необходимо постоянно повышать качественные характеристики продукции, в том числе переводить мощности на конкурентоспособный замкнутый цикл помола цемента. Важно соблюдать сырьевую и энергетическую безопасность, а также внедрять новые информационные технологии и автоматизировать все процессы.
В придачу ко всему, в строительной отрасли, как и во многих других, наблюдается дефицит кадров. Не хватает квалифицированных рабочих, водителей, инженеров, IT-специалистов: прежнее поколение постепенно выходит на пенсию, а новое стремится устроиться в более перспективных областях, с более привлекательными доходами и условиями труда. Для привлечения и удержания квалифицированных специалистов компании вынуждены повышать зарплаты, что увеличивает издержки. Таким образом, затраты на оплату труда и страховые взносы в структуре себестоимости производства и реализации цемента в РФ в среднем достигли 17%.
Дефицит квалифицированных кадров может привести к снижению производительности и эффективности, что тоже негативно влияет на издержки. Так, из-за нехватки рабочей силы компаниям приходится обращаться к сторонним подрядным организациям, которые повышают стоимость своих услуг: рост цен на выполнение строительно-монтажных работ за последнее время составил 30-35%.
Перевозки добавляют проблем
Цемент надо не только произвести, но и доставить заказчикам. И с этим также имеются серьезные сложности. Значительно усугубилась ситуация с движением вагонов на большинстве полигонов железнодорожной сети: изменились основные логистические маршруты, наблюдаются трудности в управлении движением, а парк локомотивов быстро устаревает. О проблеме с железнодорожными перевозками также говорил Евгений Мухин во время круглого стола.
Так, несмотря на то, что бизнес увеличивает число вагонов, в самой работе «РЖД» есть ряд проблем: недостаточное развитие инфраструктуры, отсутствие тяги и локомотивных бригад, рост числа «брошенных вагонов» и прочее — все это приводит к увеличению сроков доставки грузов, нарушению договоренностей с заказчиками, несвоевременному возвращению порожних вагонов (оборачиваемость вагонов с 2010 года выросла на 55% и в 2024-м составила 20 суток). Проблем добавляют и ужесточение логических ограничений на прием груза к перевозке и заадресовка подвижного состава.
Также наблюдается рост ставок операторов на предоставление подвижного состава из-за повышения ключевой ставки ЦБ до 19% в III квартале и до 21% в IV квартале 2024 года (в 2023 году среднегодовая ставка равнялась 9,9%). Среди основных факторов роста можно назвать и увеличение лизинговых платежей для собственников вагонов, высокую стоимость производства новых вагонов, рост затрат на содержание и ремонт подвижного состава. Стоимость планового ремонта грузовых вагонов без учета замены деталей выросла на 17% по сравнению с декабрем 2024 года (до 120 тыс. рублей за вагон), капитальный ремонт — на 16% (до 175,9 тыс. рублей за вагон). Это самые высокие цены за последние три года.
Поэтому для реализации и поставки цемента холдинги вынуждены развивать автомобильные перевозки. Но здесь также есть ряд трудностей: оптимальное расстояние для них — 300 км, поскольку более длинные дистанции будут предполагать большие затраты для производителей. Кроме того, постоянно вводятся необоснованные сезонные и территориальные ограничения движения грузового автотранспорта. С 1 января на 50-75% повышены штрафы за нарушение ПДД, в том числе за превышение разрешенной массы автопоезда и нагрузки на ось (до 600 тыс. рублей). При этом в некоторых регионах установлены такие ограничения, которые исключают проезд даже порожнего транспорта, поскольку его масса будет превышать максимально допустимую. Сталкиваются поставщики с проблемами получения специальных разрешений во время перекрытия автомобильных дорог — в ряде случаев механизмы работают некорректно. Среди других проблем — увеличение потребного количества транспорта и рекордно острый дефицит водительского состава, постоянное повышение утилизационного сбора на новые грузовые тягачи и полуприцепы (на 70% с октября 2024 года), рост тарифов и штрафов при использовании системы «Платон», подорожание топлива.
Таким образом, совокупные темпы роста затрат на доставку цемента автомобильным транспортом приблизились к 30%, водным транспортом в зависимости от маршрута составили 15-18%, прирост цен на услуги по перевалке достиг 18%.
Новые вызовы
По данным компании СМ ПРО, в январе объем производства цемента превысил показатель за январь прошлого года на 2,8%, потребление также увеличилось на 2,8% — до 2,69 млн тонн. Специалисты связывают это с аномально теплой зимой и практически не прекращавшимися строительными работами.
Тем не менее, в ближайшее время аналитики прогнозируют падение потребления и производства цемента на 5-25%. Это происходит, в первую очередь, из-за сокращения массового жилищного строительства, а также меньшего использования цемента при возведении зданий. Эта тенденция связана с внедрением новых технологий и материалов, архитектурными трендами, а также государственными программами поддержки применения стальных и деревянных конструкций в жилищном строительстве. Так, массовое использование теплоизоляции и кладочных стеновых материалов зачастую позволяет застройщикам уменьшить толщину бетона в каркасе зданий и, как следствие, потребление цемента.
Добавляют проблем и зарубежные конкуренты. Год от года растет доля импортного цемента в России, в том числе из Белоруссии. Если в 2023 году она составляла в ЦФО 10,4%, то во второй половине 2024-го — уже 12,1%. Растут поставки цемента из Китая, Ирана. Зарубежные компании пользуются поддержкой государства, благодаря которой снижаются себестоимость и издержки на изготовление продукции. В России такой поддержки нет.
Напрашивается вывод, что подорожание стройматериалов, цемента в частности, связано с рядом факторов. Производители и рады бы зафиксировать цены на определенной позиции, но сделать это без ущерба для себя и отрасли в целом не получается. Повышение цен на стройматериалы является вынужденным ответом на рост затрат на сырье, энергию, услуги доставки, удорожание обслуживания заемных средств и инвестиций в модернизацию устаревшего оборудования. Кроме того, в условиях кризиса важно в полном объеме сохранить персонал, выполнять социальные обязательства перед работниками, в том числе путем индексации заработной платы на заводах. В данных условиях цены на цемент вряд ли будут оставаться на одном уровне.
Номер публикации: №09 14.03.2025