
Реклама: АО «Мосинжпроект», ИНН 7701885820
erid: 2SDnjcuJ2r1
Приближается день Великой Победы. 80 лет прошло со времени завершения грандиозного испытания, которое и по сей день памятно для каждой российской семьи. В течение четырех огненных лет страна не только упорно оборонялась и успешно наступала, но и возводила новые объекты, воспитывала и оздоровляла юное поколение. Вспомним это героическое время на примерах созидательной деятельности легендарного Мосметростроя, чьим основным заказчиком выступает АО «Мосинжпроект».
Мосметрострой – организация уникальная и, может, не все знают, по своему географическому охвату далеко не сугубо столичная. Она, подобно талантливому садоводу, расположила и укрепила свои животворные ростки по многим точкам и направлениям.
Далеко от Москвы
Итак, накануне войны, в январе 1941 года, было образовано Строительство № 5 Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС) для сооружения Ленинградского метрополитена. Его возглавил первостроитель Московского метро – Иван Зубков. В отличие от Москвы стройка в Северной столице являлась секретной — Ленинградский метрополитен рассматривался как огромное бомбоубежище, а один из перегонных тоннелей под Невой выполнялся в железнодорожном габарите – как запасной путь в случае разрушения мостов.
Инженерно-технический состав полностью укомплектовали высококвалифицированными опытными рабочими кадрами всех специальностей из Москвы. К июню 1941 года заложили 34 шахтных ствола (закончили 15), прошли 675 метров подходных тоннелей, начали проходку 11 штолен, уложили 14000 м³ бетона и 800 тонн тюбингов.
С началом войны Зубков в течение суток сформировал 10 батальонов, приступивших к строительству. С 28 июня по 1 сентября 1941 года были возведены оборонительные сооружения. Построены тупики для бронепоездов и складов, железнодорожные ветки общей протяжённостью 30,5 км, танковая переправа через реку на Невском плацдарме, другие объекты. Сооружено 640 дзотов и дотов, отрыто 90 км окопов, создано 55 км противотанковых препятствий.
Летом 1941 года силы ленинградского «Метростроя» перебросили на оборону города, пройденные шахты законсервировали. А метростроевцы в течение 1942 — 1945 годов строят мосты, причалы, угольные шахты, пирсы и все, что нужно для фронта и народного хозяйства. К сожалению, Иван Георгиевич Зубков трагически погиб в авиакатастрофе 28 июня 1944 года.
Мосметрострой сыграл важную роль в сооружении специальных фортификационных сооружений, имевших большое значение в обороне столицы.
В Кремле накануне войны приступили к сооружению комплекса подземных объектов — спецубежища для высших лиц страны. Также вводятся объекты для Наркомата обороны СССР, подземные узлы правительственной связи, командные пункты ведомств и другие подземные убежища.
В интересах обеспечения безопасности главы государства Иосифа Сталина метростроевцы соорудили несколько объектов, включая спецобъект № 1 — в Кремле. В Куйбышеве (Самара) работники Мосметростроя возвели подземный комплекс для функционирования запасной столицы в условиях военного времени.
Одновременно крупные отряды метростроителей были направлены на возведение оборонных сооружений на Можайский рубеж обороны, в Сталинград, Горький (Нижний Новгород), на Валдай. Строились Приволжские командные пункты и различные подземные объекты на просторах нашей Родины.
Метрострой в этот период работал и на других объектах, у которых оказалась разная судьба или история. Так, например, было ускорено строительство № 4 НКПС — тоннеля под Амуром в Хабаровске, ведь существующий мост представлял собой первейшую цель в случае вторжения Японии. 12 июля 1941 года по тоннелю прошёл первый пробный поезд со строителями. В постоянную эксплуатацию объект был введён 25 октября 1942 года.
Отдельный отряд Метростроя возводил железнодорожные тоннели Черноморской железной дороги в Абхазии, часть сил была переброшена на строительство оборонительных рубежей на Кавказе. В Мурманской области возводились гидротехнические тоннели Нива ГЭС-3 — гидроэлектростанции на реке Нива. Это первая подземная ГЭС в стране: строительство было начато в 1937 году, заморожено с началом войны, завершено в 1949-м.
В результате наступления Красной Армии и освобождения оккупированных территорий Мосметрострой занимался восстановлением взорванных и разрушенных железнодорожных тоннелей, другой инфраструктуры во многих регионах.
Надежное укрытие
На 22 июня 1941 года Московский метрополитен имел эксплуатационную длину линий 23,31 км, 22 станции и перевозил 800–900 тыс. пассажиров в сутки.
С начала войны Мосметрострой совместно с метрополитеном начал активно готовить действующие станции и перегоны к укрытию населения. Возводили камеры для фильтровентиляционных установок, сооружали герметичные перегородки в тоннелях метро. Работы проводились в режиме действующего метрополитена.
Надо было очистить шахтные дворы и подходы к наклонным ходам для свободного прохода людей. Там эскалаторов не было, поэтому в уже пройденных наклонных ходах установили деревянные лестницы, по которым можно было спуститься на станции. Необходимо было очистить станционные и перегонные тоннели, установить трапы, лестницы, провести водопровод для питьевой воды, смонтировать уборные.
С началом войны в Москве начинаются учения по противовоздушной обороне, которые включают в себя в том числе и укрытие население в метрополитене и метрострое. 24 июля 1941 года прошли первые учения, тогда метрополитен принял 200 000 человек.
Несмотря на происшествия и повреждения, вызванные вражескими бомбардировками, Московский метрополитен и выработки недостроенной третьей очереди служили надёжным укрытием для горожан. В течение 1941 года в метро укрылось более 13,9 миллиона человек. В 1942 году — 303 000. Суточный максимум достигал до 500 000 человек.
На станции метро «Маяковская» в сутки укрывалось до 50 000 человек, а на станции «Курская» — до 40 000. За 1941 год в московской подземке родилось 217 детей, а всего за время укрытия населения – 243 ребёнка.
На станциях действовал 21 медпункт, куда в течение 1941 года обратились 70 000 раз.
Во время укрытия на станциях и в тоннелях агитаторы проводили киносеансы и выступления концертных бригад. На всех станциях работали библиотеки. На станции «Курская» находился филиал Государственной публичной исторической библиотеки. В агитпунктах работали кружки рисования, вышивания, лепки, проводились учебные занятия.
6 ноября 1941 года на станции «Маяковская» состоялось ставшее историческим заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. На торжественном мероприятии выступил товарищ Сталин.
Награды за подвиг и за труд
В первые дни войны тысячи метростроевцев ушли на фронт и в ополчение. За отбойные молотки встали женщины. Их число тогда составило 65–70% от общего количества работников. В бригадах проходчиков было, как правило, четверо мужчин и восемь женщин. Строительство метрополитена активно продолжалось до августа 1941 года. И практически замерло к середине октября. Но уже 22 мая 1942 года принимается постановление ГКО № 1822 «Об окончании строительства Замоскворецкого радиуса третьей очереди». В него входит три станции: «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская». Условия были тяжелые, не хватало материалов. Так, по первоначальному проекту невозможно было достроить станцию «Павелецкая». Она предполагалась колонного типа, но все металлические конструкции остались на оккупированной территории. Поэтому было принято решение строить временную станцию без центрального зала. Ее реконструкция началась после войны и продлилась несколько лет.
Замоскворецкий радиус открылся 1 января 1943 года, а две станции на нем— 20 ноября этого же года. 20 марта 1943 года выходит постановление №3059 об окончании строительства всей третьей очереди. Сюда входит Покровский радиус от станции «Курская» до станции «Партизанская», достройка двух станций на Замоскворецком радиусе и строительство подземного перехода между станциями «Охотный ряд» и «Театральная».
21 ноября 1943 года выходит постановление о строительстве четвертой очереди метрополитена — Кольцевой линии. 18 января 1944 года был запущен Покровский радиус, а станция «Электрозаводская» – 15 мая. Героические дела метростроевцев были оценены: 2 июня 1944 года в Кремле был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Метростроя Орденом Трудового Красного Знамени.
Несколько слов о военных подвигах метростроевцев. В организованном в предвоенные годы Метростроем Аэроклубе велась подготовка лётчиков, 40 из них получили впоследствии звания Героев Советского Союза. В их числе Анна Александровна Тимофеева-Егорова, лётчик-штурмовик Ил-2, штурман 805-го авиационного полка. Слесарь авторемонтного завода Метростроя Константин Яковлевич Самсонов водрузил Знамя Победы над Рейхстагом, которое пронёс на послевоенном параде по Красной площади в Москве. Всего из трудового коллектива Мосметростроя вышло 53 Героя Советского Союза (а метростроевец летчик-ас Виталий Попков стал дважды героем) и 1 Герой Российской Федерации.
Артек в Балабаново
Война отходила на запад, а Мосметрострой начал строительство базы отдыха на территории совхоза «Победа» в Калужской области. Было это в далеком 1944 году… Первые отдыхающие жили по-спартански – в деревянных строениях и шатрах-палатках. Территорию облагораживали, возводили коттеджи и хозяйственные корпуса. С 1970-го лагерь стал известен как «Юный метростроевец». Он работает и по сей день – прошлым летом там отдохнули около 1800 детей, в том числе из семей метростроевцев. В 2025 году лагерь отмечает свой 80-летний юбилей!
Сегодня масштабная реконструкция здравницы практически завершена. Провели капремонт строений, благоустроили территорию, построили очистные сооружения, котельную, обновили коммуникации. Основные работы завершились в 2021-м – в год 90-летия Московского Метростроя. «Каждая организация внесла свой вклад в восстановление культового места нескольких поколений. Примечательно, что все корпуса покрашены в фирменные цвета Мосметростроя – бордовый и бежевый, а в оформлении главного входа на территорию использована инсталляция из настоящих чугунных тюбингов», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект», основного заказчика компании «Мосметрострой», Сергей Жуков.
Председатель Совета ветеранов Управления Мосметростроя Лидия Арушанова отдыхала в лагере в 1950-х годах, начиная с девяти лет. «У нас было 25 отрядов, мой брат играл на трубе в музыкальном. Детский ансамбль Дунаевского, который отдыхал с нами, устраивал незабываемые концерты, – вспоминает Лидия Гургеновна. – Жили мы в деревянных дачах, кормили великолепно, а по утрам проводилась линейка с горнами и барабанами. Время пролетало интересно и весело, завязывалась крепкая дружба. Пионервожатыми были студенты педагогических вузов и молодые ребята из наших СМУ. Все дети любили и знали наизусть песню: «И нигде никогда не забудем, мы, ребята, запомним навек: наше Балабаново – метростроевский Артек!»
Сейчас особой популярностью у детей пользуется музей спецтехники под открытым небом, первый в России подобного рода. На узкоколейной железной дороге установлена различная техника метростроителей, включая вагонетки, которые использовались для транспортировки грунтов и пород при строительстве тоннелей. На территории лагеря можно погонять в футбол, сыграть в волейбол, баскетбол, провести отрядные мероприятия. На Пушкинской аллее с липами в отреставрированных деревянных ажурных беседках созданы пространства для занятий творчеством.
Легендарная база отдыха расширяется. Здесь уже построили многофункциональный клуб для конференций, квестов и спортивных состязаний, который сможет вместить до 400 человек. Этим летом он примет первых ребят.
Растет и развивается молодая смена будущих метростроевцев!