
Ольга Николаевна, строительство — суровая профессия, к тому же и Приморье — суровый край. Много ли вообще девушек работает в строительной отрасли региона?
Мы на самом деле не отслеживаем гендерный состав отрасли, но по ощущениям женщин в отрасли не больше 10%.
Уже после переезда во Владивосток наткнулась на историческую справку о том, что первыми женщинами в Приморье вообще были три ссыльные. А первая из русских женщин, добровольно поселившаяся здесь, была госпожа Рейтер, жена пехотного капитана, прибывшего сюда на службу.
Но времена меняются. Сегодня во Владивосток переезжают руководители-женщины. Например, приезжие женщины есть здесь среди топ-менеджеров в банковском секторе и среди девелоперов.
Как быстро вы приняли приглашение переехать в Приморье? И что привлекает вас в вашей работе?
Не буду лукавить, для меня переезд был своего рода вызовом. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко поставил задачу сформировать градостроительную политику и внедрить механизм комплексного развития территорий (КРТ) в Приморском крае.
До этого я занималась внедрением этого механизма в Московской области. В Подмосковье программа реализуется под брендом реновации, ее воплощением занимается сильная команда. Я была горда быть ее частью, и мне хотелось применить накопленный опыт в Приморье.
В работе меня привлекает возможность созидания, и в особенности здесь. Очень хочу, чтобы воплотились задуманные нами проекты: они могут преобразить города Приморского края, сделать их более комфортными для жизни.
Хотя могу признаться, что была в моем решении и доля авантюризма: все-таки 8,5 часов на самолете, 9 тыс. километров от Москвы.
Какие задачи и цели вы ставите здесь перед собой?
Если говорить о градостроительном направлении, то мы многое сделали для полноценного запуска КРТ, и мне хотелось бы увидеть старт стройки по ключевым проектам, а также начало строительства новых школ, детских садов, спортивных объектов, которые застройщики будут возводить внутри жилых кварталов.
Хочу обратить внимание, что в Приморском крае не было ранее такой практики, чтобы застройщики за свой счет возводили социальные объекты, как это происходит, например, в Москве и Подмосковье
. Я бываю на строительных площадках, вижу, что не хватает качественного предложения от девелоперов. Но сейчас есть проекты в стройке как от федеральных игроков, так и от местных, которые, я уверена, поднимут планку, покажут другим игрокам, что можно не просто строить «точки», а создавать среду. В общем, я хочу увидеть, что отрасль начала меняться.
Что вы можете сказать о мастер-плане Большого Владивостока?
Мастер-план — это программный документ, который рассматривает Владивосток как центр социально-экономического развития Дальневосточного макрорегиона России. Цели и задачи мастер-плана учитывают социально-экономическую повестку, которая определяется вопросами, связанными с развитием науки, технологий и образования, логистики и торговли, улучшением экологии, качества городской среды, повышением доступности социальных услуг для горожан, развитием туризма и малого бизнеса.
Мастер-план включает 23 ключевых проекта, 53 дополнительных проекта и мероприятия.
Концепция Большого Владивостока предполагает развитие Владивостока и городских агломераций Артёма, Большого Камня, Русского острова. Совокупная численность населения должна составить более 900 тысяч человек.
Один из плановых показателей сформулирован как строительство качественного современного жилья, обеспеченного инфраструктурными объектами и благоустроенными дворами и улицами. Непосредственно во Владивостоке плановый показатель — 5,5 млн кв. м нового жилья.
Отмечу, что в мастер-план включено пять проектов КРТ.
Как сегодня себя чувствует строительная отрасль Приморья?
Приморский край стабильно входит в топ регионов по объемам и темпам строительства. Сегодня, например, в стройке более 3 млн кв. м жилья, а поддержание высокого темпа строительства соответствует целям и задачам нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Кроме того, несмотря на появляющиеся в ряде регионов сообщения о сложном финансовом положении некоторых строительных компаний, в Приморском крае ситуация пока стабильна. Это подтверждают не только встречи с игроками рынка, но также и статистика банков.
Вместе с тем, надо отметить, высокий и быстрорастущий строительный рынок влечет за собой также и побочные эффекты — регион не успевает возводить социальные объекты, создавать среду под жилье.
Расскажите о реализации федеральных программ и проектов в крае: например, о программе уже упомянутого комплексного развития территорий.
Программа комплексного развития территорий — это приоритетное направление нашей работы. Ее реализацией занимается Министерство архитектуры и градостроительной политики Приморского края совместно с Центром развития территорий. С этой целью создана также межведомственная рабочая группа, куда входят профильные ведомства и городские администрации. Это объясняется тем, что подготовка любого проекта КРТ сопряжена с разработкой мероприятий по развитию инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.
Напомню, механизм КРТ был запущен в Российской Федерации в январе 2021 года, а в Приморье — только в прошлом. Поэтому перед нами стоит непростая задача сделать за два года то, что другие регионы сделали за четыре.
Основные цели КРТ — это создание комфортной городской среды и расселение ветхого фонда?
В настоящий момент нам уже удалось изменить нормативную базу в регионе, ввести понятие эскиза мастер-плана, а также заключить первый договор КРТ по инициативе правообладателя в районе Снеговая Падь Владивостока и принять первое решение по аукционному КРТ.
Кроме того, мы определили 33 территории в Приморье под проекты КРТ с совокупным объемом жилья порядка 17 млн кв. м.
Одним из важнейших этапов подготовки любого проекта КРТ является расчет экономики проекта. Мы готовы участвовать в софинансировании мероприятий по созданию инженерной и транспортной инфраструктур, но размер нашего участия определяем именно на этапе экономики проекта.
В 2024 году мы анонсировали четыре проекта площадью 76,1 гектара с совокупным объемом жилья 763 тыс. кв. м. По данным проектам предварительный объем социальных объектов: шесть садиков на 1 470 мест, четыре школы на 3 390 мест; спортивный стадион, беговые дорожки, благоустройство набережной реки, событийное место и фермерский рынок. Каждый проект предполагает благоустройство территории.
Еще раз хочу подчеркнуть: сама суть программы — включение в договор КРТ обязательств по возведению школ, детских садов, спортивных объектов, благоустройству территорий — стала для застройщиков революционной.
Вы уже упомянули о работе по совершенствованию нормативной базы. А недавно в Приморье были приняты новые градостроительные регламенты. Расскажите подробнее об этих нововведениях.
Обновленные региональные нормативы градостроительного проектирования стали важным документом, который направлен на решение все той же задачи — улучшение среды, формируемой застройкой, повышение комфорта и качества жизни людей в городах края.
Надо сказать, нормы были пересмотрены впервые с 2016 года. В документе мы закрепили новые стандарты жилой застройки в части школ, спортивных и детских игровых площадок, благоустройства придомовой территории и создания парковочных мест. Особое внимание мы уделили развитию спортивной инфраструктуры. Кстати, впервые появилось обязательное требование по строительству и обустройству в городах Приморья спортивных площадок и велодорожек.
Стоит ли ожидать дальнейшего совершенствования нормативной базы в сфере градостроительства?
Мы постоянно работаем над изменениями в градостроительной сфере для повышения качества жизни граждан и, конечно, анализируем лучшие практики регионов-лидеров. Успешный опыт мы, безусловно, будем перенимать, но с учетом региональных особенностей, потому что здесь есть своя специфика: море, особенности рельефа.
Номер публикации: №08 07.03.2025