Со стороны виднее: в чем преимущества аутсорсинга IT-услуг для строительной отрасли

Со стороны виднее: в чем преимущества аутсорсинга IT-услуг для строительной отрасли

Со стороны виднее: в чем преимущества аутсорсинга IT-услуг для строительной отрасли Shutterstock/FOTODOM
Современные технологии все активнее проникают в строительную отрасль, хотя она еще несколько отстает от лидеров цифровизации. В этой ситуации многие девелоперы обращаются к внешним IT-командам. В чем преимущества такого подхода? О том, какие услуги могут предложить IT-аутсорсеры и как выбрать надежного партнера, «Стройгазете» рассказал руководитель дирекции по развитию бизнеса компании IBS Василий САУТИН.

«Операция «Трансформация»

Строительная отрасль в целом консервативна и пока обладает низким уровнем цифровой зрелости. Согласно исследованию ГК «Самолет», застройщики выделяют на цифровизацию менее 1% выручки, тогда как лидеры в других индустриях — до 5%. Основными препятствиями для массовой цифровизации представители отрасли называют стоимость и скорость внедрения диджитал-продуктов. Тем не менее о реальном эффекте от внедрения передовых технологий за последние 2-3 года заявили более 80% респондентов. К 2028 году российский рынок цифровизации в строительстве, по прогнозам, увеличится в четыре раза, до 130 млрд рублей.

Стимулирует цифровую трансформацию и государство. С 1 июля 2024 года при реализации крупных проектов долевого строительства застройщики обязаны использовать технологии информационного моделирования (ТИМ). Для малоэтажного строительства это требование вступит в силу с января 2025 года. Ранее применение ТИМ сделали обязательным для проектов с госучастием. Активнее всего строительные компании, по данным опроса, внедряют IT-решения для управления закупками, документацией и проектированием. К аналогичным выводам пришли и аналитики TAdviser, обобщив сведения о проектах в строительстве, реализованных в 2005-2024 годах. Среди них преобладали ERP-системы, системы электронного документооборота, решения для автоматизации бизнес-процессов, управления персоналом, взаимодействия с клиентами, учетные системы, видеоконференцсвязь и BI.

Среди перспективных для строительной сферы технологий можно назвать искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение, использование дронов, облачные технологии, блокчейн, AR/VR и т. д. По оценкам Deloitte, применение ИИ может снизить затраты на 10-15% и сократить сроки проектирования на 10-30%. Однако внедрять эти «модные» решения на практике, по мнению российских девелоперов, пока сложно, дорого и долго, при этом измерить их эффективность непросто.

На сегодняшний день 60-70% компаний в сфере строительства используют сторонние IT-решения, причем около 40% покупают сторонний софт и отдают на аутсорс. Чаще всего это решения в области снабжения, девелопмента, проектирования и контроля качества. Собственные разработки есть только у 30% участников рынка.

Почему обращаются к аутсорсерам

Разработка цифровых решений и поддержка IT-систем требуют значительных ресурсов и времени. Аутсорсинг IT-услуг позволяет строительным компаниям сосредоточиться на основной деятельности.

Еще одно преимущество аутсорсинга — доступ к экспертизе, которую сложно накопить внутри компании. IT-специалисты «со стороны», как правило, следят за последними технологическими тенденциями, а также работают со множеством клиентов, поэтому могут применять лучшие практики в разных проектах. Кроме того, IT-решения в строительстве часто страдают от ограниченной функциональности и проблем совместимости, аутсорсеры могут адаптировать и интегрировать их.

Обращение к стороннему подрядчику также может решить проблему с дефицитом кадров, особенно среди IT-специалистов высокого уровня. Найти таких профессионалов на рынке — задача не из легких, а их удержание в штате может быть дорогостоящим и неоправданным, особенно для компаний, где объем IT-задач непостоянен. Аутсорсинг позволяет гибко масштабировать ресурсы в зависимости от текущих потребностей бизнеса.

С помощью аутсорсинга можно сократить затраты на создание собственной IT-инфраструктуры, а также минимизировать операционные риски, передав ответственность за поддержание и развитие информационных систем в руки опытных специалистов.

Форматы сотрудничества

Варианты взаимодействия с IT-аутсорсером зависят от потребностей и бюджета компании. Можно выбрать полный аутсорсинг или передать внешнему подрядчику только отдельные задачи в сфере IT.

В первом случае подрядчик полностью управляет всей IT-инфраструктурой. Такой комплексный аутсорсинг включает в себя консультации, разработку, поддержку и обновление систем. Этот вариант позволяет клиентам минимизировать участие в IT-процессах.

При частичном аутсорсинге компания передает подрядчику только определенные IT-функции, а остальные задачи остаются внутри компании. При данном подходе сохраняется контроль над ключевыми процессами, но при этом есть возможность воспользоваться внешней экспертизой для специфических задач — например, для сопровождения ERP-систем и другого корпоративного ПО или для индивидуальной разработки прикладных IT-решений.

Еще один вариант взаимодействия — проектный аутсорсинг, когда IT-партнер привлекается для выполнения конкретного проекта».

Кстати:

При выборе IT-партнера стоит обратить внимание на:

- опыт компании в целом и наличие успешных проектов именно в строительной отрасли;

- доступность и качество поддержки;

- гибкость и готовность к масштабированию;

- соблюдение требований по защите данных и стандартов безопасности;

- прозрачность ценообразования.