Учили строителя — получили блогера?
«Кадры — очень животрепещущая тема, особенно в условиях растущих объемов строительных работ. Нам сейчас сильно недостает и инженерных кадров, и рабочих», — отмечает исполняющий обязанности министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков. — Дефицит разнорабочих, по традиции, у нас стараются восполнять мигрантами из стран ближнего зарубежья, инженерные кадры хорошо готовят НГАСУ (Сибстрин), НИИЖТ (ныне СГУПС), но их тоже не хватает. А почему? Потому что многие ребята, отучившиеся в серьезных вузах, уходят не в созидательные профессии, а в «профессии потребления» — торговлю, блогерство и т. п. Считаю, что это плохо, ведь их учили вполне определенной профессии, тратили средства и время. По-хорошему, молодые специалисты по окончании строительных вузов в условиях дефицита кадров обязательно должны работать в строительном комплексе».
То же самое, по мнению Алексея Колмакова, касается и средних специальных учебных заведений (колледжей). Он убежден, что отдельные жалобы их выпускников на невостребованность, отсутствие достойной работы по специальности безосновательны, поскольку хорошие каменщики, плотники, бетонщики и другие мастера ручного труда всегда были нужны на стройках и, по сути, всегда получали хорошую зарплату.
«Мы — за то, чтобы в строительную отрасль приходило как можно больше молодых людей, чтобы они активно осваивали строительное мастерство и в техникумах, и в училищах, и в вузах. Приходили и оставались. Это очень важно и для нашей страны в целом, — подчеркивает и. о. министра. — Считаю, условия и предпосылки для этого имеются: людям есть где учиться, уделяется внимание и необходимой популяризации, повышению общественного авторитета строительных специальностей — в частности, Национальным объединением строителей регулярно, уже много лет проводится Всероссийский конкурс «Строймастер».
За возврат к советской системе «закрепления» молодых специалистов выступает и глава Министерства образования Новосибирской области Сергей Федорчук: «Я как министр являюсь сторонником возврата к системе распределения выпускников профильных учебных заведений. Да, пока наша нормативно-законодательная база не позволяет это делать, но вот, к примеру, у наших соседей из Белоруссии подобная советской распределительная система сохранилась до сих пор и в колледжах, и в вузах, и они ничего страшного в этой «принудиловке» не видят. Более того, они с этой системой даже в Болонский процесс ухитрились прорваться (правда, сейчас нас всех оттуда убрали, но прецедент из истории не выбросишь)».
Вечные профессии
«На специальности строительной отрасли и ЖКХ спрос остается стабильно высоким: даже на внебюджетное обучение конкурс достигает 4 человек на место», — комментирует директор Новосибирского архитектурно-строительного колледжа Сергей Аверьяскин. По его оценке, высокий спрос на строительный и ЖКХ-специалитет обусловлен тем, что люди убедились: в условиях любых социальных потрясений все подобные специальности, будь то архитектура зданий и сооружений, управление многоквартирным домом или весь спектр рабочих профессий, остаются «вне турбулентности». «По сути, они вечные: без них экономика и жизнь невозможны, — считает директор колледжа. — По той же причине мы наблюдаем на рынке труда стабильно высокие зарплаты для наших выпускников. И проблем с трудоустройством нет: 85% выпускников сразу устраиваются, оставшиеся поступают для получения высшего образования в вузы-партнеры».
Со слов Сергея Аверьяскина, обучающуюся в колледже молодежь нередко «фрахтуют» еще до окончания заведения. «Например, новосибирское МУП «Горводоканал» трудоустраивает к себе наших студентов уже на втором-третьем курсе», — говорит он. С его точки зрения, работодатели сейчас начинают внимательнее относиться к вопросу подготовки кадров, более того, готовы платить за будущих компетентных сотрудников: в этом году колледж стал получать больше контрактно-целевых направлений на обучение; это касается и переподгототовки уже действующих специалистов старшего поколения, и первичного обучения молодежи, которая при такой схеме с первых дней студенчества точно знает, где и кем будет работать.
Здоровая прагматика жизни помогает и родителям абитуриентов повернуться лицом к профессионально-техническому образованию. «В минувшем году, наверное, впервые за всю историю нашей системы профессионально-технического образования на платной основе была открыта рабочая группа «Облицовка плиткой», — привел свежий пример Сергей Аверьяскин. — 30 человек претендовало на обучение в этой группе, 25 приняли. Плата за обучение составляет 50 тыс. рублей в год. Группа была открыта по просьбе родителей будущих учеников. Сегодня все, кого приняли, исправно учатся, никого не отчислили».
Готовьте заказ на кадры заранее
По словам Сергея Аверьяскина, колледж вполне способен оперативно удовлетворить повысившиеся кадровые потребности работодателей. «Один обратился в июле: компания работает в Бердске, ей быстро требовалось от 30 до 40 специалистов, зарплата от 40 до 50 тыс. рублей на руки — и мы уже отработали, люди трудоустроены, работают, — рассказал Сергей Аверьяскин. — При необходимости развернуть свою материально-техническую базу под заказ работодателя мы, в принципе, можем достаточно оперативно: два-три месяца — и мы готовы. Но лучше заблаговременно сформировать и подать целевой заказ на подготовку работников необходимых специальностей в нужном количестве. Это важно, особенно если учесть, что, заранее получив кадровый заказ, мы в спокойной обстановке можем помочь работодателю провести этот заказ через бюджетные места: за обучение в таком случае платить не придется».
Конечно, возможности профильных учебных заведений не безграничны, но при острой необходимости плечо могут подставить коллеги с более широкой специализацией. «В 2022 году Новосибирский архитектурно-строительный колледж выпустил 300 специалистов (из них 180 человек — чисто строительные специальности, 120 — городское хозяйство и архитектура), — продолжил Сергей Аверьяскин. — При этом мы работаем на пределе, в две смены. Но в рамках города и области «нарастить мощности» для подготовки работников соответствующих направлений еще можно, потому что здесь действует еще 6 средних специальных учебных заведений, которые тоже способны обучать кадры «строительной» линейки. И коллеги, насколько я знаю из общения с ними, готовы увеличивать численность обучающихся по необходимым строительному комплексу и в целом городскому хозяйству специализациям».
Не подготовили ни одного каменщика
По информации Сергея Аверьяскина, в последние полтора-два года у работодателей отмечается лавинообразный рост спроса на каменщиков, стабильно высока потребность в бетонщиках, арматурщиках, монтажниках-сантехниках. Но так было не всегда.
«За годы, когда в области трудилось много наших друзей — работников из ближнего зарубежья, мы не подготовили ни одного каменщика, бетонщика или арматурщика, — вспоминает директор Новосибирского архитектурно-строительного колледжа. — Это было не нужно. А когда ситуация с трудовыми мигрантами резко изменилась и они в значительной части покинули наш рынок труда, все работодатели одновременно пришли к нам за обученными рабочими кадрами. Но извините, так быстро мы не можем, нам надо подготовиться».
Расширить горизонт планирования
Помимо уже приведенной рекомендации «заказывать кадры заранее», Сергей Аверьяскин советует работодателям постоянно держать руку на пульсе, следя за динамикой предложения на рынке труда. «Сегодня у нас действуют сетевые информационные «рекрутинговые» площадки для работодателей, где они могут заочно познакомиться в том числе и с нашими выпускниками, получить контакты, — поясняет он. — Работодателям надо активнее присутствовать на этих площадках, и вопрос с дефицитными кадрами тогда решить будет легче. И еще: всем руководителям компаний следует стремиться расширить горизонт планирования. Полноценная подготовка специалиста с нуля занимает несколько лет, и нам нужно знать, будут ли наши студенты востребованы по окончании своего обучения».
Повысьте квалификацию «по-быстрому»
Образовательный комплекс не стоит на месте: развивается и готов развиваться дальше. «За последние годы мы, исходя из меняющихся потребностей работодателей и экономики Новосибирской области в целом, открыли обучение по 93 новым специальностям, — говорит Сергей Федорчук. — При определении новых направлений мы исходим из массовости запроса. Если есть потребность, можно и число учебных мест увеличить, и родственные учебные заведения к работе привлечь. Но, разумеется, это увеличение не бесконечно. К тому же действующая учебная инфраструктура устаревает, ветшает. Так или иначе, со временем придется менять и расширять материальную базу, строить новые современные корпуса и т. д. Все эти вопросы сегодня прорабатываются».
Сергей Аверьяскин, со своей стороны, отмечает определенную консервативность строительной сферы: набор требуемых специальностей здесь сильно не меняется, «блуждает» только география мест, где в то или иное время нужны конкретные специалисты. При этом колледж и здесь готов реагировать быстро, в том числе открывая компактные площадки для оперативного повышения квалификации на местах.
Быстрое повышение квалификации, отработка новых компетенций — насущная необходимость не только для частных подрядных компаний, но и для государственных, муниципальных структур: зачастую на новом оборудовании, поступающем в районы в рамках тех же национальных проектов (например, на новой и сложной технике для водоочистных сооружений), некому работать, и оно простаивает. По мнению Сергея Аверьяскина, администрации муниципальных образований должны предвидеть такие проблемы и заранее подавать заявки на обучение специалистов соответствующих направлений.
Как дополнил Сергей Федорчук, на решение той же проблемы работает Центр опережающей подготовки Новосибирской области.
Номер публикации: №33 02.09.2022