Работы идут…

Shutterstock
Игорь Креславский: «У нас нет задачи перегружать застройщиков обязательствами»

Рост цен на стройматериалы пока не сказался на темпах строительства бюджетных объектов в Петербурге, а власти готовят документы, позволяющие компенсировать подрядчикам дополнительные затраты. Недавно в городе заработала Градостроительная комиссия, которая будет решать, как обеспечить новые жилые проекты социальной и другими инфраструктурами. О том, как складываются взаимоотношения власти и бизнеса, «Стройгазете» рассказал председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга Игорь КРЕСЛАВСКИЙ.

Screenshot_1.png

«СГ»: Игорь Вадимович, что происходило за последнее время с ценами на стройматериалы?

Игорь Креславский: Разные строительные ресурсы подорожали по-разному, но в целом рост цен был весьма существенный. Началось все с металла, стоимость которого увеличилась в разы. Подорожали и товары, при производстве которых металлы используются. Также подорожало дерево и многое другое. Такая картина сложилась не только у нас, а во всех странах мира. Из-за пандемии производства свернулись, объемы уменьшились, ощущалась нехватка кадров и, как следствие, возник дефицит.

«СГ»: Насколько выросла в результате себестоимость строительства?

И.К.: «Вилка» довольно большая, поскольку используются разные технологии и материалы. В среднем мы оцениваем рост от 10% до 30%.

«СГ»: Это как-то отразилось на исполнении городской инвестпрограммы?

И.К.: Пока еще нет. К тому же городское правительство готовит постановление в развитие августовского решения правительства РФ, позволяющего менять стоимость госконтрактов с целью компенсации роста цен на материалы. Проект нашего документа сейчас проходит согласование в профильных комитетах и в течение месяца его планируется выпустить. Стоит отметить, что пока принято решение только по контрактам, заключенным до 1 июля 2021 года. Мы ждем, что Минстрой России подготовит аналогичные меры и для контрактов, подписанных после этой даты. Иначе получилось, что подрядчики, заключившие договоры с разницей в несколько дней, оказались в неравных условиях.

«СГ»: А деньги в бюджете для пересмотра госконтрактов есть?

И.К.: У нас в принципе планируется увеличение финансирования адресной инвестиционной программы (АИП), поэтому средства изыщем. Даже если компенсировать по максимуму, быстро приняв все нужные решения, глобально на наши стратегические планы по объемам строительства рост цен не повлияет.

«СГ»: Городские подрядчики уже жалуются на сложности?

И.К.: Конечно, и обращений много. Эта ситуация коснулась почти всех. Компании сейчас готовят документацию для экспертизы, которая подтвердит удорожание. Пока им приходится работать за собственные или кредитные средства, а потом они эти вложения смогут компенсировать. Но остановки строек из-за отсутствия финансирования не предполагаем.

Что касается дефицита самих материалов, объективно есть задержки в поставках. Если раньше многие материалы можно было получить уже на следующий день, то теперь об этом надо подумать заранее. Но это все также решается в плановом порядке.

Есть и другие сложности. Сейчас, например, санитарные нормы меняются каждый год. Получается, что проект проходил экспертизу по одним нормативам, но пока строился, они изменилась, а когда пришло время вводить в эксплуатацию — изменились вновь. Приходится вкладывать дополнительные средства, чтобы объект соответствовал новым требованиям. Такое случается и с пожарными нормами, и с многими другими. Вот в этой части еще предстоит работать. Да и в целом система ценообразования построена на советской базе, и, конечно, ее надо реформировать, поскольку она не отражает современных реалий.

«СГ»: В Петербурге есть особенности ценообразования?

И.К.: У нас свои территориальные единичные расценки и применительно к ним есть средние сметные цены на материалы. Цифры рассчитывает Центр мониторинга цен в строительстве ежемесячно, и при обычной ритмичной работе этого вполне достаточно. Просто сейчас мы оказались в форс-мажорной ситуации, когда цены скакнули очень резко, поэтому и потребовались законодательные изменения.

«СГ»: Увеличение стоимости материалов скажется на достройке проблемных домов?

И.К.: Это рабочие вопросы. По этим объектам всегда сложно найти решение. Как правило, речь о застройщиках-банкротах или компаниях в предбанкротном состоянии. Вместе с конкурсными управляющими мы ищем варианты. И они всегда индивидуальные, потому что ситуация часто запущена, в том числе и в юридическом плане. Тут разговор даже не о ценах на материалы, а о поиске инструментов для завершения таких строек. По большинству объектов такие решения уже найдены, работы идут. Игорь Креславский: «У нас нет задачи перегружать застройщиков обязательствами» Работы идут…

«СГ»: Вы руководите рабочей группой в новой Градостроительной комиссии. В чем ее задача?

И.К.: Мы оцениваем конкретные девелоперские проекты с точки зрения их обеспеченности социальной, транспортной и инженерной инфраструктурами. Смотрим, что в конкретной локации уже есть, а что еще требуется создать. В городе большой дефицит мест в садиках, школах и поликлиниках; наша задача — его снимать и как минимум не наращивать.

«СГ»: А в случае реконструкции?

И.К.: Надо смотреть конкретный проект. Если это реконструкция жилого дома, он, наверное, уже обеспечен «социалкой». Но если при реконструкции площадь увеличится, норматив может быть не соблюден. Если под жилые цели реконструируют нежилой объект, существующих мест в садиках и школах может и не хватить. Вариантов очень много, и рассмотреть надо все. Для этого и создана комиссия, куда входят представители профильных комитетов и ведомств, а также районов. В зависимости от локации участка мы рассматриваем и его обеспечение дорожной инфраструктурой.

«СГ»: Много объектов уже рассмотрено?

И.К.: Через рабочую группу прошло несколько десятков проектов, однако не все получили положительное заключение: замечаний много. В основном они касаются недостаточного обеспечения местами в социальных объектах. На втором месте — транспортная инфраструктура.

«СГ»: Каков регламент взаимоотношений застройщиков и комиссии?

И.К.: Он четко прописан и опубликован на нашем сайте. Застройщик сам рассчитывает архитектурно-градостроительный потенциал территории и направляет проект в рабочую группу через подведомственное комитету Управление строительными проектами. Затем материалы рассылаются для оценки органам исполнительной власти. Они выдают свои замечания, которые и рассматриваются на рабочей группе. А затем проекты выносятся на заседание комиссии.

«СГ»: Застройщики готовы строить школ больше, чем нужно для их проектов, и продавать «лишние» места городу?

И.К.: В зависимости от локации мы рассматриваем и возможность выкупа профицитных мест. Застройщики готовы это делать, но у нас нет задачи перегружать их такими обязательствами: главное — не допустить увеличения дефицита. А задача сокращать накопившийся дефицит в первую очередь решается за счет городской АИП.