Три года назад в «Стройгазете» было опубликовано большое интервью с только назначенной главой федерального автономного учреждения «РосКапСтрой» Юлией МАКСИМОВОЙ, в котором она с энтузиазмом рассказывала о перспективах развития вверенной ей государством организации. Что произошло за это время в «РосКапСтрое», Юлия Геннадьевна рассказала «Стройгазете».
«СГ»: Почему «РосКапСтрой» не стал единым государственным заказчиком бюджетного строительства, как задумывалось изначально?
Юлия Максимова: Причин несколько. Во-первых, потому что наша организационно-правовая форма не очень удобна для подобных целей. Организационная форма учреждения хотя и позволяет доводить до нас лимиты для осуществления бюджетных инвестиций, но не предполагает доведения каких- либо денег на содержание (выполнение) этой функции. Чтобы централизовать функцию заказчика, Минстрой России пошел, на мой взгляд, по наиболее правильному пути: была создана публично-правовая компания, и функция заказчика по объектам гражданского назначения была отдана ей. Руководство министерства посчитало, что мы полностью сформировались как экспертное учреждение, выполняющее строительно-техническую экспертизу на объектах, кроме того, мы ведем образовательную деятельность, а также осуществляем строительный контроль и делаем это эффективно. Мы занимаемся работой на сложных объектах, помогаем с ликвидацией последствий наводнения в Иркутской области, осуществляем строительный контроль по федеральной целевой программе в Крыму и Севастополе, обследуем многоквартирные дома в Дагестане, построенные с нарушением законодательства. Сейчас мы работаем более чем на 400 объектах как служба строительного контроля: это объекты и социальной инфраструктуры, и здравоохранения, и дорожного хозяйства, и водоподачи. Это, в свою очередь, дает колоссальный практический опыт, на основе которого строится учебная работа в академии. Ликвидировать нас в этом качестве и переформатировать в единого заказчика — это все-таки не очень рационально. Это как перешивать хорошее пальто и пытаться сделать из него брюки или куртку. Зачем? Поэтому нас оставили с этим уже сложившимся функционалом. И я считаю это правильным.
«СГ»: Есть куда двигаться дальше?
Ю.М.: Конечно. Согласно экономической теории, любая система (а организация — это, без сомнения, система) не может находиться в состоянии равновесия: она или развивается, или деградирует. Как руководитель организации, я, конечно, заинтересована в ее процветании. В тех регионах, где мы работаем, мы подходим профессионально ко всем поставленным задачам и стараемся делать даже немного больше, чем необходимо в рамках контракта. Например, можем оказывать консультации как технический заказчик при корректировке проектных решений. При реализации госконтракта в Дагестане добросовестная работа наших сотрудников была отмечена главой республики Сергеем Меликовым, который принял решение обратиться к председателю правительства РФ с просьбой сделать «РосКапСтрой» единым поставщиком услуг строительного контроля на всех проблемных объектах региона.
«СГ»: Еще одно из главных направлений вашей деятельности — образование. Как вы видите свою задачу в роли организатора и поставщика услуг дополнительного профессионального образования? Насколько вы глубоко в эту систему встроены?
Ю.М.: Очень сложный и проблемный вопрос. Дело в том, что сейчас эта система в целом сильно разбалансирована: каждый образовательный центр — фактически даже без соответствующего оснащения — имеет возможность получить лицензию на образовательную деятельность.
На рынке образования отсутствуют фильтры и барьеры, способные отсечь недобросовестных участников. Ведь для того, чтобы войти, к примеру, в Национальный реестр специалистов (НРС), требуются соответствующие документы, в том числе о дополнительном профобразовании или о плановом повышении квалификации. И у специалиста есть выбор: получить качественные знания, но заплатить за это весомую для семейного бюджета сумму, или сэкономить и буквально купить бумажку о том, что он прошел курсы повышения квалификации. В текущих реалиях большинство предпочитает второй вариант, и очень сложно обвинять людей в этом выборе. В их задачи не входит думать о глобальных проблемах строительного комплекса и о том, как это в конечном счете отражается на отрасли, — каждый думает о своем собственном бюджете, и думать иначе мы никого не заставим. Необходимо создавать условия, в которых будет отсутствовать возможность такого неправильного выбора. Не могу похвастаться впечатляющим в масштабах всей страны числом специалистов, получивших у нас дополнительное образование. Дело в том, что мы пошли не по самому легкому пути. Так, например, если купить бумажку о получении дополнительного образования стоит, образно говоря, тысячу рублей, то наш курс переподготовки стоит шесть тысяч, при обязательной недельной программе обучения с итоговой аттестацией. Но это качественный образовательный продукт, и люди вместе с документом получают у нас новые знания. И мы не гонимся в этом смысле за количеством, нас интересует системный подход и качественное образование.
«СГ»: Сложно здесь конкурировать?
Ю.М.: Конкурировать с «продавцами» дипломов невозможно. Основная проблема на рынке образовательных услуг в том, что нет никаких барьеров для недобросовестных игроков. По-моему, правила лицензирования учебных заведений давно надо пересмотреть в сторону установления жестких требований к наличию квалифицированного преподавательского состава, наличию минимальной материально-технической базы и т. д. Сегодня условия работы на этом рынке упрощены до безобразия, и это порождает большой пласт недостаточно подготовленных специалистов, что влечет за собой негативные последствия для строительного комплекса в целом. Мы считаем, что учить должны либо государственные структуры, либо частные организации, которые подходят к этому процессу добросовестно. И мы с нетерпением ждем, когда так же начнут считать руководители, в чьей зоне ответственности находится принятие соответствующих решений об ужесточении правил работы на этом рынке.
«СГ»: И в чем образовательная изюминка «РосКапСтроя»?
Ю.М.: Наше уникальное предложение — это дополнительное образование в сфере подготовки специалистов строительного контроля, технического заказчика, организации похоронного дела, а также в сфере реставрации объектов культурного наследия. Что касается последнего, то мы единственные в стране разработали и ведем практико-ориентированные курсы с выездами на объекты. Для этого у нас есть необходимый преподавательско-экспертный состав. Выпускники курсов сдают обязательный экзамен, по итогам которого получают документ об окончании курса. В этой линейке востребованных продуктов мне еще видится очень перспективным курс для органов государственного строительного надзора.
В этой части в отрасли не выстроена единая вертикаль. Как шутят мои коллеги, есть государственный надзор «по-ульяновски», а есть «по-рязански». Профессиональных и квалификационных требований к инспекторскому составу органов госстройнадзора законодательно не установлено, соответственно, одни и те же нормативные акты или документы в разных регионах могут трактовать по-своему. Я полагаю, что это надо централизовать под федеральным Минстроем, вводить критерии для инспекторского состава и проводить плановое регулярное обучение, чтобы подходы в этой сфере были единообразными.
«СГ»: Все то, о чем мы сейчас говорили — это текущие дела. Как именно вы собираетесь расширять горизонты своей деятельности?
Ю.М.: Огромный перспективный пласт работы — цифровизация отрасли. Внедрение цифрового документооборота в строительстве — это переход на новый уровень. На «своих» объектах мы уже запустили программный комплекс «Мониторинг», с которым одновременно могут работать заказчик, генподрядчик, субподрядчик, представители авторского надзора и строительного контроля. Что это дает? Во-первых, это абсолютно прозрачный процесс для всех участников стройки, это экономия ресурсов, отказ от бумажных носителей, сокращение времени на всякого рода согласования и разрешения, что поспособствует более ритмичному поступлению средств на строительство, это исключение или уменьшение коррупционной составляющей при введении обязательного регламента по рассмотрению согласований. И тогда у подрядной организации появляется возможность планировать получение денежных средств, а глобально — выстраивать устойчивое развитие своего бизнеса. Надеюсь, мы внесем свой вклад в этот процесс.
«СГ»: Вопрос, выходящий за рамки делового интервью. В моем понимании, женская красота — это уже достаточный подарок от природы и судьбы, который освобождает от необходимости самоутверждения. Что подвигло вас на построение карьеры в строительстве — сфере преимущественно мужской?
Ю.М.: С удовольствием отвечу. Мыслей о карьерной лестнице не было и в помине. У меня четверо детей, а в обществе есть устойчивый стереотип, что это несовместимо с высокой должностью, так как и дети, и ответственный пост занимают большое количество времени, и объединить это невозможно. Я ни с кем не конкурировала и ни с кем не соревновалась. В «РосКапСтрой» пришла работать на должность заместителя директора по экономике и финансам — курировать то, что умела делать хорошо благодаря своему образованию. В 2018 году в силу обстоятельств прежний глава учреждения перешел на новую должность. Быстро найти других желающих возглавить «РосКапСтрой» не получилось, и я дала согласие исполнять обязанности директора.
Я взяла на себя ответственность за происходящее в организации, за коллектив, за наши проекты и обязательства. Не скрою, первое время было непросто, так как до этого я не работала в строительной отрасли. Результат в итоге сложился вроде как сам собой. И секрет тут прост: я люблю свою работу, не боюсь лично вникать во все детали и ответственно подхожу ко всему, что делаю. Думаю, что ключевое качество, которое позволило достичь нынешних результатов, — умение брать на себя ответственность и принимать решения. Хотя принято считать, что это мужские качества, а не женские.
«Как руководитель организации, я, конечно, заинтересована в ее процветании. В тех регионах, где мы работаем, мы подходим профессионально ко всем поставленным задачам и стараемся делать даже немного больше, чем необходимо в рамках контракта»
Номер публикации: №08 05.03.2021