Первые среди равных

Первые среди равных Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Леонид Хвоинский о значимости саморегулирования на примере СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ»

Саморегулирование вошло в жизнь российских строителей в 2009 году. Сегодня, спустя 12 лет, институт саморегулирования представляет собой 224 саморегулируемые организации (СРО), функционирующие в 74 субъектах РФ и входящие в Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). О том, как работает саморегулирование, «Стройгазета» побеседовала с членом Совета НОСТРОЙ, генеральным директором СРО «Союз дорожно-транспортных строителей» («СОЮЗДОРСТРОЙ») Леонидом ХВОИНСКИМ.

Screenshot_1.png

«СГ»: Леонид Адамович, в Москве действует 44 СРО. Почему одним из самых известных специалисты называют «СОЮЗДОРСТРОЙ»?

Леонид Хвоинский: Саморегулируемая организация «СОЮЗДОРСТРОЙ» создавалась на основе ведущих предприятий дорожно-транспортного строительства. Таких, например, как АО «ДСК «АВТОБАН», ПАО «МОСТОТРЕСТ», АО «МОСИНЖПРОЕКТ, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», ФГУП «Единая группа заказчика федерального агентства железнодорожного транспорта» и других организаций, работающих как в Москве, так и по всей России. Находясь в составе «СОЮЗДОРСТРОЯ», они строили автодорогу «Амур», объекты саммита АТЭС со знаменитыми мостами через Босфор Восточный и бухту Золотой Рог, объекты Сочинской олимпиады, мост через Керченский пролив, Центральную кольцевую автодорогу, метро и улично-дорожную сеть Москвы, выполняли работы на автомагистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург, строят автомагистраль М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань и многие другие объекты.

Создание «СОЮЗДОРСТРОЯ» было поддержано Министерством транспорта РФ, Федеральным дорожным агентством Росавтодор, общественными отраслевыми организациями. Оправдывая оказанное доверие, Совет «СОЮЗДОРСТРОЯ», состоящий из опытных руководителей дорожно-строительных предприятий, никогда не замыкался в рамках своей саморегулируемой организации. Аппарат Союза был нацелен на максимальное участие в работе всех органов, влияющих на работу подрядных организаций.

Наши представители участвуют в работе Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, в Научно-технических советах Минтранса России, Росавтодора и Госкомпании «Автодор». Эксперты Союза приглашаются для участия в рабочих группах профильных ведомств, они представляют интересы подрядных организаций на парламентских слушаниях, семинарах и конференциях по проблемам дорожно-транспортного строительства. Также «СОЮЗДОРСТРОЙ» участвует в Совете по стандартизации при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и в технических комитетах при Росстандарте: ТК 418 «Дорожное хозяйство», ТК 465 «Строительство», ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы».

Мы принимали и принимаем участие в разработке и обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, в разработке государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования. Представители «СОЮЗДОРСТРОЯ» входят в состав трех Комитетов и двух подкомитетов НОСТРОЙ.

Кроме того, мы ежегодно организуем и участвуем в проведении конференций и семинаров, на которые приглашаются представители всего сообщества строителей России. На них представляются современные технологии, изученные в ходе выездных заседаний Советов Союза.

«СГ»: Что удалось сделать «СОЮЗДОРСТРОЮ» за прошедшие годы?

Л.Х.: Наша работа направлена на повышение профессионализма, безопасности и качества строительных работ, выполняемых предприятиями — членами «СОЮЗДОРСТРОЯ».

В рамках программы стандартизации НОСТРОЙ на условиях софинансирования с нацобъединением разработано 54 стандарта на процессы выполнения работ в дорожно-транспортном строительстве. Подготовка к их созданию начиналась с изучения опыта зарубежных коллег и организации перевода иностранных нормативных документов. Более 3 тысяч страниц специфических технических текстов были адаптированы для русскоязычных специалистов и стали доступны широкому кругу профессионалов стройотрасли.

Для популяризации и упрощения пользования разработанными стандартами СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» выполняет работу по их визуализации. Благодаря созданию видеоприложений стандарты становятся удобным для применения практическим пособием, которое в доступной форме демонстрирует технологические процессы строительства и способы контроля их выполнения. К настоящему времени разработано 9 видеоприложений к стандартам, и в первую очередь они востребованы в учебном процессе, которому Союз уделяет самое пристальное внимание.

Мы всегда тесно взаимодействовали с профильными вузами и учебными центрами России в целях подготовки квалифицированных кадров. По поручению Росавтодора занимались совершенствованием системы непрерывной подготовки кадров. Для контроля своевременного повышения квалификации и аттестации у нас создана база данных по инженерно-техническим работникам, заявляемым как специалисты по организации строительства.

Сотрудники «СОЮЗДОРСТРОЯ» обследовали более 50 центров подготовки рабочих кадров и, оценив их работу в соответствии с разработанными в СРО показателями и специальной системой баллов, определили 8 центров, которые проводят наиболее качественное обучение и переподготовку рабочих специалистов. С ними заключены договоры о сотрудничестве в области подготовки рабочих кадров для организаций — членов СРО.

Высокопрофессиональные эксперты из предприятий — членов «СОЮЗДОРСТРОЯ» участвовали в обсуждении и экспертизе проектов профессиональных стандартов. На основании предложений членов Союза подготовлен перечень по 89 дорожно-строительным специальностям, по которым необходимо разработать профессиональные стандарты. Из них 17 профстандартов были разработаны Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) при активном участии «СОЮЗДОРСТРОЯ».

Кроме профессиональных стандартов по рабочим специальностям СРО совместно с НОСТРОЙ участвовало в разработке 6 профессиональных стандартов по инженерно-техническим работникам и руководителям строительных организаций, которые утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ.

«СГ»: Какие проблемы, на ваш взгляд, потребуют решения в ближайшей перспективе?

Л.Х.: Одна из основных проблем касается вопросов финансирования и ценообразования в строительстве. К сожалению, сейчас сметы на конкретный объект составляются, проходят экспертизу и утверждаются в настоящем времени, а работы по строительству продолжаются в течение нескольких лет, так что стоимость всех стройматериалов и рабочей силы значительно возрастает, и даже действующая индексация не спасает от потерь. Поэтому совсем не редкость, когда на объявленные заказчиком торги не находится претендентов. Хуже может быть только выход на торги организации, которая соглашается на заведомо заниженную цену, за которую практически невозможно произвести строительно-монтажные работы без нарушения технологии производства работ и, следовательно, без снижения качества производимых работ.

Строительной отрасли необходим переход на ресурсную систему ценообразования, которая будет основана на реальной стоимости составляющих строительства и станет учитывать реальные расходы подрядчиков. Эту точку зрения СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» отстаивает, участвуя в рабочих группах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, обращается с предложениями по внесению соответствующих изменений в действующие и разрабатываемые документы. Очень важно, что эту работу поддерживает НОСТРОЙ, который объединяет и консолидирует усилия всех саморегулируемых организаций, представляя и отстаивая интересы подрядных предприятий страны.

54 стандарта на процессы выполнения работ в дорожно-транспортном строительстве разработаны СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» на условиях софинансирования с НОСТРОЙ


Теги: