На финишной прямой: Андрей Бочкарев о завершении строительства самого большого в мире подземного кольца метро

На финишной прямой: Андрей Бочкарев о завершении строительства самого большого в мире подземного кольца метро

На финишной прямой: Андрей Бочкарев о завершении строительства самого большого в мире подземного кольца метро Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Формирование современной единой транспортной системы в столице и в том числе строительство метро остается одним из приоритетов градостроительной политики на протяжении последних десяти лет. Начиная с 2011 года, в Москве ввели около 143,5 километра линий подземки, 11 электродепо для обслуживания поездов. Флагманским проектом этой программы является строительство самого протяженного в мире метрокольца — Большой кольцевой линии (БКЛ) длиной более 70 км. О перспективах развития столичного метро «Стройгазете» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей БОЧКАРЕВ.

бочкарев.jpg

«СГ»: Андрей Юрьевич, на какой стадии сейчас проект строительства Большой кольцевой линии метро?

Андрей Бочкарев: В декабре прошлого года состоялось. грандиозное по своим масштабам событие — открылось движение по новому участку метро протяженностью 20 километров с 10 станциями, чего ранее в истории столичного метростроения никогда не было. Теперь в Московском метрополитене на БКЛ работают 22 станции. Запуск участка от «Мневников» до «Каховской» улучшил транспортную доступность для полутора миллионов москвичей, и, по заключению специалистов, теперь пассажиры смогут экономить в поездках по городу до 40 минут. До завершения проекта строительства нам остается ввести в эксплуатацию девять станций — завершить реконструкцию двух станций бывшей Каховской линии и достроить семь станций восточного и северо-восточного участков.

«СГ»: Когда планируется запустить движение по всему новому кольцу?

А.Б.: Строительство метро ведется без остановок и перерывов, так как относится к работам непрерывного цикла. Даже в дни новогодних праздников на 85 стройплощадках объектов метро было занято порядка 8,8 тысячи человек. В целом же на стройках Большого кольца постоянно трудится около 20 тысяч рабочих и специалистов. Перед нами поставлена задача «замкнуть» кольцо к 2023 году.

«СГ»: Какие работы ведут метростроители в настоящее время?

А.Б.: В конце прошлого года строители завершили проходку тоннелей БКЛ. В отдельные периоды здесь работали более 20 тоннелепроходческих щитов диаметром от 6 до 10 метров. Кроме того, на отдельных участках в сложнейших геологических условиях на глубине около 70 метров велась ручная проходка. На сегодняшний день в однопутном исполнении проложено 143 километра подземных линий.

Параллельно с проходкой ведутся работы по строительству станций. Так, на северо-восточном участке БКЛ в настоящий момент возводятся три станции — «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». В состав участка входит также соединительная ветка в электродепо «Нижегородское», а общая его готовность превышает 85%. В это же время Восточный участок кольца готов более чем наполовину и состоит из четырех станций: «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар». К настоящему времени на всех семи станциях этих участков заканчиваются монолитные работы, строители продолжают отделку платформ и технических помещений, монтаж инженерных систем и эскалаторов, а также ведут подготовку к приему необходимого оборудования.

«СГ»: Расскажите о реконструкции Каховского участка.

А.Б.: Напомню, что станции «Каширскую», «Варшавскую» и «Каховскую» открыли в 1969 году в составе Замоскворецкой линии, а в 1995 году их объединили в отдельную ветку метро, самую короткую в Москве. Она была не слишком востребована по сравнению с другими, поэтому здесь ходили укороченные поезда с пятиминутным интервалом.

При разработке проекта БКЛ было принято решение о включении Каховского радиуса в состав кольца, однако для этого перегоны между станциями, как и сами станции, необходимо было реконструировать. Сейчас наши специалисты модернизируют всю инфраструктуру старой линии — будут заменены инженерные коммуникации, рельсы, облицовка стен и платформ, а также произведено оформление станций. После включения линии в состав БКЛ интервал движения поездов сократится до стандартных полутора-двух минут, и пассажиры получат возможность без лишних пересадок добираться в другие районы города.

«СГ»: Традиционно дизайну и оформлению станций московского метро уделяется большое внимание. Какие особенности ждут горожан на новых станциях кольца?

А.Б.: Безусловно, Московский метрополитен — не просто транспорт, а настоящая достопримечательность. Как и раньше, к выбору стиля и оформления станций мы подходим очень ответственно. Однако в нашем распоряжении более совершенные методы выбора дизайна — это открытые архитектурные конкурсы и голосования на «Активном гражданине», когда сами москвичи определяют финальный вариант. Например, для станции «Марьина Роща» горожане выбрали эстетику фарфора. На платформе разместятся выпуклые по сторонам колонны, похожие на фарфоровые изделия. Благодаря конкурсу по стенам станции «Нагатинский Затон» «поплывут» гигантские (около двух метров высотой) рыбы — обитатели водоемов Московского региона. Художники изобразят 12 видов рыб, их выполнят из гранита в технике мозаики.

Мне кажется важным, что «свою» — тематическую — станцию получат и сами метростроевцы: художественный облик новых «Сокольников» посвятят именно этой истории. На путевых стенах, балконах и потолках станции разместят алюминиевые панели с изображением исторических фотографий и плакатов 40-50-х годов XX века. Одну из путевых стен и часть потолка превратят в большое декоративное панно в стилистике выдающихся художников и архитекторов-авангардистов.

Хочу подчеркнуть — каждая станция индивидуальна и станет украшением города.

«СГ»: Какое значение будет иметь запуск БКЛ для транспортной ситуации в столице?

А.Б.: Значение Большой кольцевой линии метро для столицы трудно переоценить, потому что запуск движения по ней кардинально изменит логику перемещения людей по городу. Дело в том, что новое кольцо соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии. Таким образом, для пересадки с одной радиальной линии на другую пассажирам метро больше не придется ехать в центр города, пересаживаться на соседнюю ветку и затем возвращаться обратно. По оценкам экспертов, БКЛ разгрузит существующие радиальные линии метро до 30% и сэкономит пассажирам до 30 минут на каждой поездке.

«СГ»: А ведутся ли сегодня работы по строительству других линий и станций метро в Москве?

А.Б.: Безусловно, Большая кольцевая линия — приоритет метростроения, но мы не останавливаем работы и на других направлениях. Перед нами стоит задача обеспечить 90% москвичей станциями метро в шаговой доступности. В наших планах — в течение ближайших трех лет спроектировать и построить 64 км линий, 27 станций и три электродепо. Замечу, что сооружение новых станций запланировано на восьми ветках, включая как уже существующие, так и перспективные.



Теги: