Рафик Равилович, одной из наиболее существенных составляющих в работе строителей традиционно является открытие новых транспортных объектов. Какие дороги, мосты и развязки были запущены в прошлом году?
Развитие транспортной инфраструктуры остается важнейшей задачей столичного стройкомплекса. Благодаря запуску новых городских магистралей Москва не только не встала в сплошную пробку, но и снижает загруженность уличной сети. В прошлом году было введено много значимых и крайне важных для всей транспортной системы города объектов. Среди них северное направление Московского скоростного диаметра (МСД) в районе Некрасовки, южное направление МСД в пределах МКАД, мост через затон Новинки, две развязки — на пересечении дублера улицы Люблинской и южного участка МСД и на пересечении МКАД с Липецкой улицей, участок улицы Окской от 2-го Вязовского проезда до Рязанского проспекта, а также завершение реконструкции Старо-Рублевского путепровода.
А в этом году горожанам стоит ожидать каких-то новых дорожных открытий?
Безусловно, строительство продолжится и в этом году не меньшими темпами. Например, планируется запустить путепроводы, соединяющие улицы Алабушевскую и Новокрюковскую, а также Костромскую и Юрловский проезд. Помимо этого, в наших планах — возведение моста через Москву-реку вблизи Новозаводской улицы, создание улично-дорожной сети между Варшавским и Каширским шоссе со строительством Котляковского проезда, 2-го Котляковского переулка и 1-го Варшавского проезда. Также приступим к реконструкции Большой Юшуньской улицы от Каховки до Балаклавского проспекта.
Если говорить непосредственно об открытиях, то в этом году мы планируем запустить участок Проектируемого проезда №2236 между улицами Хачатуряна и Дубнинской, под железнодорожным путепроводом по главному пути МЦД-1.
Рассчитываем также, что в течение года построим путепроводы на дублере Калужского шоссе в районе ТЦ «МЕГА Теплый Стан», завершим работы на путепроводе и эстакаде-съезде в районе 24-25 км Ленинградского шоссе, закончим строительство южного направления МСД от МКАД до автодороги «Солнцево—Бутово— Варшавское шоссе».
Планируете ли и в дальнейшем продолжать реконструкцию транспортных развязок на МКАД?
За последние годы реконструировано и открыто уже 19 развязок на Московской кольцевой автодороге. Сейчас продолжаются работы на развязках на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля и с Алтуфьевским шоссе — их планируется запустить уже в этом году. В целом, с окончанием этих работ завершится программа реконструкции пересечений на МКАД, в рамках которой устаревшие развязки типа «клеверный лист» заменяют многоуровневыми сооружениями с направленными съездами и тоннелями большей пропускной способности.
Добавлю, что Адресной инвестиционной программой Москвы на 2022-2025 годы предусмотрена реконструкция съездов на пересечении МКАД с шоссе Энтузиастов, Носовихинским шоссе и улицей Победы на участке от шоссе Энтузиастов до улицы Молдагуловой. В рамках этого проекта будет построено 7,7 км дорог и 2 пешеходных перехода.
Расскажите о работах на Южной рокаде — когда планируется их завершение?
Отмечу, что от Рублевского шоссе до Пролетарского проспекта Южная рокада частично уже построена и запущена в эксплуатацию. На магистрали введено 32,5 км дорог, 9 искусственных сооружений, 11 внеуличных пешеходных переходов. Учитывая, что на сегодняшний день ее готовность превышает 90%, рассчитываем в этом году полностью завершить работы на Южной рокаде. Напомню, что, согласно планам, после окончания строительства новая дорога станет частичным дублером МКАД и ТТК.
Вы упомянули также и о возведении мостов. А в этом году будут запущены какие-то переправы?
Строительство автомобильных и пешеходных мостов — неотъемлемый элемент формирования единого транспортного каркаса столицы. Это связано с большим «перепробегом» автомобилей, то есть существенной разницей прямого расстояния между точкой отправления и пунктом назначения и расстояния, которое в действительности приходится преодолевать на автомобиле в условиях вынужденного объезда, одностороннего движения автотранспорта и т. д.
Все это говорит о явном недостатке мостов в городе, тем более что протяженность только Москвы-реки в границах Москвы более 80 км — а есть и другие реки. Помимо создания более комфортных условий для автомобилистов, возведение мостов предоставляет также дополнительные пешеходные и прогулочные маршруты, связывает территории, разорванные ранее реками.
Поэтому уже в 2024 году мы планируем завершить строительство четырех автомобильных и пешеходных мостов: мост через Москву-реку вблизи улицы Мясищева на территории Мнёвниковской поймы, строительство которого предусмотрено в рамках развития этой улично-дорожной сети, пешеходный мост через Нагатинский затон, велопешеходный мост через Яузу вблизи МГТУ имени Н. Э. Баумана, пешеходный мост через Водоотводной канал, соединяющий стрелку «Золотого острова» и Крымскую набережную.
А как обстоит дело с набережными?
Параллельно со строительством мостов мы ведем большую работу по их развитию. Так, в прошлом году был введен километровый участок Шелепихинской набережной от ММДЦ «Москва-Сити» до съезда на проспект Багратиона. В этом году планируем завершить благоустройство Симоновской набережной протяженностью один километр на участке от Крутицкой набережной до строящегося жилого комплекса на Восточной улице, а также закончить реконструкцию самой Крутицкой набережной от Новоспасского моста в сторону Симоновской — это будет участок длиной 760 м.
Важной программой, реализуемой столичными властями, остается программа реновации старого жилого фонда. Расскажите о результатах этой работы.
По своим масштабам программа реновации жилого фонда Москвы не имеет аналогов в мире и по срокам ее реализации, и по массовости — она ведь затрагивает более миллиона москвичей, — и по тем градостроительным изменениям, которые она приносит в жизнь города.
Всего с момента старта этой программы мы ввели в эксплуатацию более 300 жилых домов общей площадью свыше 4 млн кв. м. Сейчас в проектировании и строительстве находится одновременно 400 домов. Наиболее активно идут работы на востоке столицы, где одновременно возводят более 50 объектов жилой недвижимости площадью около 960 тыс. «квадратов».
Параллельно с этим идет демонтаж старых пятиэтажек — к настоящему времени снесено 350 строений. Естественно, все здания демонтируются при помощи технологии «умного» сноса, которая стала стандартом для всей программы реновации.
В последние годы особое значение приобрели проекты медицинского строительства. Как обстоят дела в этой сфере?
Действительно, в столице реализуется масштабная программа модернизации всей системы здравоохранения, которая касается строительства и поликлиник, и больничных корпусов, и медицинских центров. Например, был построен детский корпус больницы в Коммунарке, корпус ГКБ №13 на Велозаводской улице, флагманский центр с вертолетной площадкой на территории больницы №15 имени О. М. Филатова, корпус Инфекционной клинической больницы №1, а также подстанция скорой помощи в Щербинке.
В этом году начнем работы по строительству двух подстанций скорой медицинской помощи в Царицыне и Выхино-Жулебине, двух поликлиник, современного комплекса НИИ Склифосовского в Мещанском районе и корпуса ГКБ имени В. П. Демихова в Текстильщиках.
Расскажите о перспективах развития медицинского кластера в Сколкове. Не секрет, что здесь реализуются лучшие практики в области медицинских исследований и лечения. И для этого проектируются и строятся самые современные здания, которые оснащаются передовой техникой.
Могу сказать, что в прошлом году мы завершили вторую очередь благоустройства кластера — в Сколкове появились три новых парковых зоны: «Лес ощущений», «Птичья роща» и детская площадка, их общая площадь составила около трех гектаров. А уже в этом году откроются Центр паллиативной помощи, апарт-отель и биотехнологическая лаборатория.
Планируется, что в 2025-м будет также завершено строительство двух корпусов Московской городской онкологический больницы №62: амбулаторно-стационарного и операционно-реанимационного.
В последние годы в столице активизировалось внедрение цифровых и инновационных технологий. Сколько объектов городского заказа реализуется с применением технологий информационного моделирования (ТИМ)?
В Москве сейчас в сфере строительства активно внедряются современные информационные технологии. За последние несколько лет столичный Департамент строительства оцифровал 250 тыс. комплектов документации. Чтобы было наглядно, это — 1,5 тыс. КАМАЗов, груженых бумагами, которые, если выстроить их в колонну, растянутся на 9,5 км. Это колоссальный объем работы, но немало еще и предстоит сделать.
Хочу отметить: на сегодня подведомственные организации Департамента строительства реализуют 160 объектов с применением ТИМ, из них в стадии проектирования находится 99 и еще 61 на стадии строительства. Среди них 58 жилых домов, 66 объектов дорожной инфраструктуры, метрополитена и инженерных сетей, 12 поликлиник и больничных корпусов, а также 24 объекта школ, детских садов и объектов административного назначения.
Ваш департамент теперь достраивает проблемные объекты в Москве. По скольким адресам сейчас ведутся активные строительные работы?
Достройка — это всегда сложная, точечная, требующая индивидуального анализа и подхода задача. Есть такая безусловная строительная истина: легче построить объект «с нуля», чем достраивать его после другой компании, когда нужно еще оформлять и переоформлять огромный объем документации. К тому же многие сегодняшние долгострои изначально проектировались лет десять назад; разумеется, за это время изменились и требования, и нормативы, а при достройке все это необходимо учитывать.
В настоящее время нашими силами достраивается восемь объектов. Три из них — на территории Новой Москвы: ЖК «Легенда» в Троицке, жилые комплексы «Марушкино» и «Воскресенское» в одноименных поселениях. Еще пять объектов достраиваем в границах «старой» Москвы: жилые комплексы «Академ Палас» на проспекте Вернадского, «Квартал Триумфальный» в районе Фили-Давыдково, «Терлецкий парк» в Перове, «Малыгина, 12» в Лосиноостровском районе, а также компенсационный дом для дольщиков ЖК «Мегаполис» на востоке города.
Номер публикации: №02 19.01.2024